Перед референдумом о членстве Великобритании в Евросоюзе в стране разгорелся спор: что обойдется дороже, остаться в ЕС или выйти из него. Очередную негативную оценку сценарию независимости от ЕС дал британский министр финансов Джордж Осборн в своей статье для The Times. С ним согласился минфин страны в подготовленном докладе на тему Brexit (по аналогии с прошлогодним референдумом на тему Grexit: «Britain» и «exit» — «Великобритания» и «выход» (из ЕС).
Все модели, предусматривающие смену формата отношений между Великобританией и объединением, демонстрируют, что граждане будут терять значительные суммы, а экономика страны, если не сохранится текущий статус, уменьшится, пугает Осборн выкладками из доклада возглавляемого им ведомства.
В прогнозе минфина рассматривается несколько возможных сценариев разрыва связей: «канадский вариант» отношений с Евросоюзом (стороны согласовывают подписание договора о зоне свободной торговли), «норвежский вариант» (Великобритания выходит из ЕС, оставшись только в Европейской экономической зоне) и торговые соглашения на уровне Всемирной торговой организации (ВТО).
По словам чиновника, экономика Великобритании в случае выхода из блока по «канадскому сценарию» будет к 2030 году на 6,2% ВВП меньше, чем в стране в составе ЕС к тому же году.
Это означает, что каждой британской семье такое решение будет стоить £4,3 тыс. ежегодно (около 416 тыс. руб. по текущему курсу), что сделает всех «необратимо беднее».
Также бюджет за эти прогнозируемые 15 лет недосчитается £36 млрд налоговых доходов (почти 3,5 трлн руб.).
При развитии ситуации по «норвежскому варианту» экономика Британии к 2030 году будет на 3,8% меньше по сравнению с прогнозным размером экономики страны в составе блока, что равносильно £2,6 тыс. дохода одного домохозяйства. По мнению правительственных экономистов, этот сценарий сделает Великобританию страной, которая подчиняется правилам вместо того, чтобы их создавать.
Самый негативный сценарий, худшая альтернатива Европейскому союзу — максимальный разрыв отношений, от полного отказа от европейских межгосударственных институтов до регулирования на уровне ВТО, как, например, сейчас с ЕС взаимодействуют Россия или Бразилия. Это решение будет стоить экономике 7,5% ВВП, или же £5,2 тыс. на семью, а также возведет серьезные препятствия доступу на глобальные рынки, приводит данные The Guardian.
Прогноз британского минфина по последствиям Brexit — самый негативный из ранее публиковавшихся. Оценки других аналитиков предрекали разницу в ВВП в районе 2,25–3,9%, приводит данные The Independent.
Как объяснил Осборн в разговоре с «Би-би-си», мрачный прогноз минфина всего лишь отражает экономические факты, и он подвергает сомнению доводы в поддержку выхода страны из ЕС своих «экономически безграмотных оппонентов».
«Вывод очевиден: и для экономики Великобритании, и для британских семей выход из состава ЕС станет самой немыслимой раной, которую мы нанесем себе сами», — резюмирует Осборн.
По его словам, защитники идеи Brexit не могут привести в противоположность ни одной международной организации, ни одного торгового партнера британцев, который одобрял бы это возможное решение.
Сохранение статус-кво уже поддержали известные политики, аналитики и бизнесмены. К примеру, в середине апреля за сохранение страны в объединении высказался Белый дом. «Великобритании будет лучше в экономическом плане в составе Евросоюза», — заявил специальный помощник президента США Чарльз Купчан, отметив, что ЕС является «великим достижением послевоенной эпохи». По его мнению, выход Великобритании из блока может только усугубить текущий кризис еврозоны.
Ожидается, что президент США Барак Обама выскажется в поддержку сохранения Великобритании в составе Евросоюза в ходе своего визита в страну 22 апреля.
Министр экономики Франции Эммануэль Макрон предупреждал Лондон о резком изменении британо-французских отношений в случае выхода Великобритании из ЕС. Французский чиновник отметил, что выход повлечет за собой разрыв договоренностей с Великобританией по вопросу мигрантов, а также возникновение препятствий в торговле и экономических связях между странами.
Ярым противником выхода Великобритании из объединения является банк Goldman Sachs, который в настоящее время возводит в Лондоне свою европейскую штаб-квартиру, сообщал The Wall Street Journal. Руководители банка предупреждают о минусах выхода страны из блока на протяжении последних трех лет, причем поддерживают свое мнение и финансово. Goldman Sachs потратил около $700 тыс. на создание группы по лоббированию сохранения статус-кво.
Как поясняло издание, если Британия, европейский центр торговли финансовыми деривативами и валютой, выйдет из ЕС, то привлекательность размещения в ней штаб-квартир швейцарских, азиатских и американских компаний, в том числе банков, сильно упадет. Страна перестанет быть частью блока, и, соответственно, эти предприятия потеряют автоматический выход на европейские рынки.
Всего, по оценкам Reuters, выход Великобритании из Евросоюза может стоить европейским банкам $120 млрд.
Для самих британцев он может означать сокращение до 950 тыс. рабочих мест и потерю 5% ВВП, или $145 млрд, до 2020 года, сообщало издание The Guardian.
Впрочем, мнение о вреде выхода из ЕС поддерживают не все. К примеру, парламентарий-консерватор Джон Рэдвуд заявил, что прогноз британского минфина, сделанный до 2030 года, «абсолютно бесполезен» и является еще одним примером проявления паники со стороны правительства. «Это абсурдное заявление со стороны минфина. Жаль, что мы опустились до этого уровня», — приводит его слова Financial Times.
Один из основных сторонников выхода, мэр Лондона Борис Джонсон, считает, что вместо негативных последствий «канадский сценарий» принесет Великобритании возможность не вкладывать «ежегодно £20 млрд» в бюджет ЕС. По его мнению, у британского минфина плохой послужной список в составлении каких бы то ни было прогнозов. «Они были не правы ранее и не правы сейчас», — заявил он.
Впрочем, здесь противостояние между сторонниками и противниками выхода из ЕС перетекает в политическую плоскость: Осборн и Джонсон считаются основными претендентами на пост премьер-министра Великобритании. И по последним данным, число британцев, выступающих за тот и другой вариант, различается на пару процентов в пользу сторонников сохранения страны в составе ЕС. Не определилось с выбором около 15% населения.