Спустя пять лет после катастрофы на АЭС «Фукусима-1» Япония до сих пор опасается повторения трагедии. Накануне годовщины печальной даты японский суд запретил одной из крупнейших компаний в секторе электроэнергетики, Kansai Electric Power (KEPCO), использовать два ядерных реактора на атомной электростанции «Такахама» — №3 и №4.
Согласно документам суда, в числе причин данного постановления — опасения местных жителей по поводу безопасности реакторов.
KEPCO, в соответствии с решением, уже начала остановку реактора, впрочем, как отметили представители компании, будет стремиться к отмене судебного запрета.
Одним из последствий аварии на «Фукусиме-1» стала приостановка эксплуатации всех японских реакторов (а их было более пятидесяти), с тем чтобы проверить их безопасность. Без учета «Такахамы» на текущий момент в Японии работают только два реактора на АЭС «Сэндай» компании Kyushu Electric Power, перезапущенные в августе и сентябре 2015 года.
Реактор №3 был запущен в конце января 2016 года, попытки запуска реактора №4 проходили в феврале того же года, хотя в марте из-за проблем с электрооборудованием его перевели в режим холодного останова.
Примечательно, что запуск реактора №3 был согласован контролирующими органами и произведен в соответствии с новыми стандартами безопасности, принятыми властями после «Фукусимы-1», обращает внимание CNN. Годом ранее компания получила на это разрешение комитета по ядерному регулированию Японии, который проверяет станции на надежность и безопасность.
Реакция на решение суда была резкой: акции KEPCO продемонстрировали самое сильное падение за почти 30-летний период с октября 1987 года, за один день они рухнули на 15%.
Котировки Kyushu Electric Power, чьи два реактора сейчас единственные работающие в стране, упали на 8%, это худший показатель с июня 2013 года. Показатели 20 генерирующих и газовых компаний, входящих в ключевой японский индекс TOPIX, просели на 3,1% против роста в 1,5% для индекса в целом.
«Мирный атом» неизбежен
Решение суда не скажется на намерениях властей, поддерживающих возобновление использования атомной энергетики, заявил главный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга. На это есть объективные экономические причины.
До катастрофы на «Фукусиме-1» на атомную энергетику в общей структуре японского энергопотребления приходилось около 30%.
После аварии недостаток атомных мощностей (а это 66,2 млн тонн нефтяного эквивалента) пытались компенсировать ростом импорта полезных ископаемых и собственной выработки энергии по возобновляемым энергоресурсам — ветряным, солнечным, геотермальным, биомассам и перерабатываемому мусору. Согласно данным BP Statistical Review of World Energy 2015, потребление газа в Японии выросло с 94,5 млрд кубометров в 2010 году до 112,5 млрд кубометров в 2014 году (+19%), угля — с 123,7 млн тонн н.э. до 126,5 млн тонн за тот же период (+2,2%). Мощности в секторе возобновляемой энергетики увеличились с 7,2 млн тонн н.э. до 11,6 млн тонн (+61%). В первые годы после катастрофы был рост и импорта нефти.
Но такая замена дорого обходится бюджету Японии, отказ которой от «мирного атома» уже привел к рекордным показателям дефицита торгового баланса. Рост импорта ископаемого топлива оценивается в дополнительные $28 млрд ежегодно, приводит данные McKinsey.
По данным министерства экономики, торговли и промышленности Японии, за три года, прошедшие после катастрофы, страна потратила на импорт топлива около $270 млрд, что на 58% больше обычных показателей.
Помимо этого, не все японские АЭС находятся в зоне риска цунами. Из пяти десятков реакторов возможному разрушению от ударных волн могут подвергнуться только 15 из них.
Поэтому власти Японии всячески стараются способствовать возобновлению работы компаний атомной энергетики.
«Наша страна, обладающая скудными природными ресурсами, не может обойтись без атомной энергетики в вопросах обеспечения энергобезопасности и с учетом изменения климата, — заявил накануне годовщины премьер-министр Синдзо Абэ. — Курс на возобновление работы атомных электростанций остается неизменным». Согласно ему, могут быть перезапущены те АЭС, которые соответствуют новым стандартам.
Японцы опасаются повторения аварии
Правительство надеется на то, что к 2030 году на вновь запущенные реакторы будет приходиться по крайней мере 20% всей электроэнергии.
Однако политика чиновников сталкивается с протестами местных жителей, и решение суда, согласившегося с доводами простых японцев, можно назвать неудачей для Абэ, который как никто другой поддерживает возврат к атомной энергетике.
«Решение суда — напоминание о том, что до восстановления общественного доверия к атомной промышленности еще далеко, — приводит слова аналитика IHS Джеймса Тавернера Bloomberg. — Выдача запретительного судебного постановления, пусть и временная, вполне может вдохновить других местных жителей на то, чтобы добиваться схожих постановлений по другим атомным станциям».
<1>Согласно соцопросам, проводимым японскими СМИ, около 70% респондентов выступают против возобновления масштабного использования ядерной энергетики.
И простых японцев можно понять. По ожиданиям Tokyo Electric Power (TEPCO), в управлении которой находится «Фукусима-1», чтобы решить одну из главных проблем, мешающих выводу станции из эксплуатации, — прекратить утечку загрязненной воды со станции, — потребуется еще четыре года, пишет The Telegraph.
В грунтовые воды ежедневно просачивается около 150 тонн зараженной воды, и сейчас оператор ждет от регулятора одобрения использования ряда технологий для остановки утечек. Общий объем воды, попавшей за пределы АЭС, превышает 760 тыс. тонн, и эти четыре года понадобятся на ее сбор и обработку.
Зона отчуждения вокруг АЭС располагается в радиусе 20 км.
Всего, по оценкам МАГАТЭ, окончательный вывод из эксплуатации «Фукусимы-1», авария на которой стала крупнейшей после катастрофы в Чернобыле, может занять десятилетия.
Пока экспертам неизвестно даже местоположение и состояние топлива, которое осталось в трех реакторах, что связано с чрезвычайно высоким уровнем радиации.
Экологические последствия аварии только предстоит выяснить, но уже есть некоторые оценки в денежном эквиваленте, которые высоки даже без учета затрат на закупку дополнительного топлива.
Более $57 млрд должны пойти на компенсации беженцам, вынужденным переселенцам. Из японского бюджета на реконструкцию и восстановление планируется выделить $250 млрд на период с 2011 по 2015 год и еще $65 млрд — на следующие пять лет до 2020 года. И вопрос, сколько из этой суммы придется на граждан страны. По подсчетам Financial Times, японские налогоплательщики уже заплатили за аварию почти $100 млрд, хотя правительство и говорило, что все расходы лягут на оператора реактора.