Снижение НДС на воздушные перевозки внутри России в июле 2015 года с 18 до 10% позволило авиакомпаниям сэкономить во втором полугодии около 10,5 млрд руб., подсчитали в АЭВТ. Однако этого недостаточно, чтобы сделать российские компании прибыльными: убытки по итогам 2015 года прогнозируются на уровне 20 млрд руб.
«Авиакомпании АЭВТ принятое решение (по снижению ставки НДС) считают необходимым, но недостаточным и полагают целесообразным установить на период 2016–2018 годов нулевую ставку НДС на внутренние воздушные перевозки. Это позволило бы создать условия для безубыточной деятельности авиапредприятий и стимулировало бы дальнейшее развитие воздушных перевозок внутри страны», — говорится в письме ассоциации президенту России Владимиру Путину (копия письма имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, отметил, что письмо АЭВТ, отправленное 27 января, поступило 29 января.
Оперативные данные по итогам января текущего года показали, что авиаотрасль до сих пор находится в тяжелом состоянии, рассказал «Газете.Ru» глава АЭВТ Владимир Тасун.
Так, авиаперевозчики в прошлом месяце перевезли 5,5 млн человек, что на 7% меньше, чем за тот же период 2015 года, пассажирооборот за год сократился на 13,5%.
По подсчетам ассоциации, если НДС останется на уровне 10%, то сумма экономии составит около 20 млрд руб., а если ставку все-таки обнулят, то экономия авиаперевозчиков оценивается в 50 млрд руб. в год.
В своем письме Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта отмечает, что авиакомпании за последние 10 лет практически полностью обновили парк самолетов. «Расходы авиакомпаний на аренду и лизинг авиационной техники, номинированные в основном в иностранной валюте, являются одной из основных статей расходов. Так, за 2015 год расходы по данной статье увеличились более чем на 60 млрд руб.», — говорится в письме АЭВТ.
Это не первая инициатива АЭВТ добиться обнуления НДС на авиаперевозки внутри России. После того как ставка была снижена до 10%, в середине июля ассоциация обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность обнуления НДС на внутренние авиаперелеты. В декабре за введение нулевой ставки выступал Минтранс России.
Однако в начале февраля 2016 года глава Минфина России Антон Силуанов на съезде «Единой России» сказал, что ведомство не поддерживает эту идею.
«Мы уже 10% сделали в этом году, невозможно постоянно снижать. Это, по сути дела, дополнительная субсидия внутренней перевозки. Будем обсуждать в правительстве», — сказал он. По его словам, «в этих условиях нужно более точечно говорить о поддержке тех или иных компаний, а не раздавать всем сестрам по серьгам налоговые льготы».
В понедельник в правительство был внесен антикризисный план на 2016 год. Предложение обнуления НДС на авиаперевозки внутри России в него не вошло.
В среду премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что «антикризисный план» правительства будет «вычищаться и дополняться». «Та версия, которая сегодня существует, — это рабочая версия, это еще не окончательный вариант предложения. Оттуда еще много чего придется вычистить, вероятно, еще что-то добавить», — заявил премьер в ходе совещания подготовки плана действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. При этом, по словам премьера, средств на экстренные меры «может просто не хватить», поэтому власти намерены расходовать деньги «аккуратно».
В АЭВТ на сегодняшний день входят 24 предприятия и организаций гражданской авиации, в том числе «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии». В ассоциацию не входит «Аэрофлот», который пожелал в начале декабря ее покинуть. Тем не менее авиаперевозчик поддерживал обнуление налоговой ставки. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев сказал, что снижение НДС с 18 до 10% не решит проблем авиарынка: «Убирая с 18 до 10%, мы ничего не решаем. НДС надо обнулять. Упорство Минфина понятно, потому что у него возникают выпадающие доходы, но помогать каждой отдельной компании для Минфина — риск гораздо больший».
Как ранее говорил «Газете.Ru» исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев, отмена НДС не решит главной проблемы — низкого платежеспособного спроса.
«Чтобы люди начали летать, нужно, чтобы у пассажиров были деньги. Конечно, они рады видеть дешевые авиабилеты, но им также хочется видеть доступные цены на гостиницы и питание в поездках. А раз на это не хватает, то главным конкурентом авиатранспорта становятся не железная дорога, не автобусы, а диван и телевизор», — отмечал эксперт.