Министерство финансов рассматривает возможность изъятия вкладов физических лиц объемом от 100 млн руб. на докапитализацию проблемных банков. Об этом сообщил в пятницу замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Газете.Ru» Моисеев пояснил, что этот механизм будет применяться только в том случае, «когда банк уже упал», то есть Центробанком у него отозвана лицензия и необходимо выбрать один из четырех вариантов оздоровительных процедур.
Это банкротство, санация, передача активов другому банку и, как вариант, механизм bail-in (спасение банков за счет вкладчиков). Фактически речь идет о принудительной конвертации требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или уставный капитал банка для улучшения позиции банка по капиталу.
«Банкротство — это когда уже все украдено и спасать нечего. В офисах остались одни стулья, а сам офис арендованный», — популярно объясняет чиновник. Санация — когда банк нарушил закон, но еще есть что спасать, у банка есть активы, с которыми может в последующем работать назначенный банк-санатор. Так было с «Трастом» и «Уралсибом», например.
Третий вариант — промежуточный между первыми двумя.
«А сейчас Минфин готов предложить четвертый вариант. Он годится для тех случаев, когда банк вполне рабочий, у него есть доход, но его положение неустойчивое. И имеются крупные вкладчики и кредиторы», — говорит Моисеев.
Тогда можно было бы запустить механизм bail-in. «В этом случае крупный вкладчик, физлицо, или крупный кредитор просто мог бы сделать выбор. Забрать гарантированный вклад в 1,4 млн руб. и потом при наличии у проблемного банка активов и проведении конкурсных процедур получить часть своих денег», — говорит Моисеев.
Или войти в капитал банка и вернуть свои деньги хотя бы через несколько лет, когда банк снова встанет на ноги.
Моисеев говорит, что этот механизм уже применялся дважды. Правда, на добровольной основе. При санации банка «Таврический» и Фондсервисбанка.
На уточняющий вопрос «Газеты.Ru», не пора ли бежать в банк и снимать последние рубли, поскольку порог в 100 млн руб. может быть легко снижен до любой другой суммы и bail-in может коснуться даже рядового вкладчика, Моисеев ответил, что его не так поняли. Сумма в 100 млн руб. – условная. Она обсуждается. Речь может идти и о 1 млрд руб., и о нескольких десятках миллионов. То есть в любом случае о владельцах значительных сумм.
Моисеев также уточнил, что Минфин не проводил расчеты, сколько в России вкладчиков, имеющих на одном счету 100 млн руб. С отсутствием таких данных и связана невозможность определить порог отсечения.
Заявление Моисеева было сделано на фоне введения Центробанком в пятницу временной администрации в банке «Интеркоммерц». В 2008 году в России было порядка 1100 банков. Сейчас — менее 800.
«Государство пытается снизить бюджетные расходы, ведет поиск дополнительных инструментов в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и рисков ухудшения макроэкономической ситуации. Эти вопросы еще будут обсуждаться в экспертном сообществе», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Как полагает аналитик БКС Юлия Сафарбакова, «по всей видимости, Минфин пытается привлечь к ответственности лиц, связанных с небольшими банками, которые, как правило, держат в этих банках крупные вклады». Принятие подобной меры может снизить объем рискованных транзакций и в целом нормализовать ситуацию в банковской системе с точки зрения существования банков, которые занимаются высокорискованными операциями, полагает Лисоволик.
Вероятными последствиями, в случае одобрения такой инициативы, могут стать дробление крупных вкладов и перетекание средств в крупные государственные банки.
«Не исключено, что крупные вкладчики после установления порога начнут дробить свои сбережения, — отметила Сафарбакова. — Учитывая, что речь идет о высоком потолке, какого-то массового эффекта на частные вклады не будет, но перераспределения крупных VIP-вкладов в пользу крупных госбанков вполне можно ожидать».
Впервые о новом механизме оздоровления Минфин и ЦБ заявили в декабре прошлого года. Тогда сообщалось, что за один-два месяца доработают поправки в законодательство, позволяющие использовать при санации банков средства их кредиторов. По словам Моисеева, механизм в целом проработан, но в нем не хватает критериев: какие именно кредиторы в ходе такой санации получат акции вместо денег. По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, система bail-in «за счет участия кредиторов позволит не отзывать лицензию, а сохранить банк с перспективой роста платежеспособности» (цитата по «Интерфаксу»).
В российской законодательной базе нет четкого определения bail-in (спасение банков за счет вкладчиков). «Если не считать применения схем, подходящих под весьма общее понятие bail-in, в 2013 году в результате банковского кризиса на Кипре, прецедентов использования таких крайних мер практически нет», — считает Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров «Горизонт Капитал».
Финансовый кризис на Кипре, разразившийся в 2013 году, привел банковскую систему этой страны к преддефолтному состоянию. Офшорная республика, известная на тот момент как «тихая гавань» для российских капиталов, не смогла договориться о более мягких условиях помощи Евросоюза. В обмен на кредит в €10 млрд крупные вкладчики и кредиторы Bank of Cyprus стали его акционерами в обмен на свои депозиты. Всего власти обменяли 47,5% от вкладов свыше €100 тыс. евро на акции банка. Сумма изъятия составила около €4 млрд. Согласование мер оздоровления с кредиторами привело к большой панике среди киприотов. Власти вводили ограничительные меры на движение капитала. Глава кипрского МИДа называл тогда всю ситуацию «зверским уничтожением экономической модели Кипра».
Ситуация на Кипре стала скорее исключением, а нормой в мировой практике пока остается докапитализация банковского сектора государственными деньгами — bail-out. Таким образом действовали США, спасая банки в период кризиса 2008–2009 годов, так же поступали ЕС и Россия. В России функции финансового оздоровления проблемных банков и страхования вкладов законодательно возложены на специально созданный в этих целях институт — Агентство по страхованию вкладов. АСВ потратило 71 млрд руб. в кризис 2008 года.
С начала применения механизма оздоровления рухнувших банков, то есть с конца 2008 года, к июлю 2015 года АСВ и Центробанк на это уже потратили 822 млрд руб.
ЦБ и АСВ не смогли предоставить оперативный комментарий.