На прошлой неделе полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил упростить режим круизного судоходства. По его словам, в течение месяца соответствующий законопроект будет проработан в правительстве, а именно в Минвостокразвития совместно с комитетом по безопасности и противодействию коррупции Госдумы.
«Газета.Ru» ознакомилась с предложениями Минвостокразвития, которые ведомство официально направило в Госдуму и Минкультуры.
С Аляски на Дальний Восток
По данным Росморречфлота, в 2013 году всего на морском транспорте было перевезено чуть более 482 тыс. человек. Однако после присоединения Крыма число морских пассажиров в стране резко увеличилось: в 2014 году их было в общей сложности 4,9 млн человек, за первые девять месяцев 2015 года — 7,7 млн человек (из них на паромах под российским флагом по маршрутам Кавказ — Крым, Ванино — Холмск, Балтийск — Усть-Луга почти 2,6 млн и 1,6 млн человек соответственно против 130 тыс. пассажиров в 2013 году).
И если паромное сообщение еще вытягивает статистику, то состояние круизного туризма в России можно в лучшем случае назвать зачаточным.
Условно круизы можно разделить на два типа: первые — это экспедиционные, когда суда с туристами посещают не только открытые порты, но и необитаемые острова, заливы, бухты, осуществляют высадку на необорудованные побережья. Как правило, это относительно небольшие суда, которые берут на борт несколько сотен пассажиров. Вторые — это большие круизные лайнеры с несколькими тысячами пассажиров заходят в открытые порты, и туристы там выходят на берег.
Как отмечают в Ростуризме, морские круизы организуются на северо-западе страны — в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, — где они проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей.
При этом у России нет своего круизного флота на море — он весь иностранный.
Между тем статистика по Дальнему Востоку и вовсе печальная. Так, в 2015 году во Владивостоке осуществлено всего четыре захода круизных лайнеров. И согласовано проведение трех экспедиционных круизов по дальневосточному побережью. Не многим лучше обстоят дела на Камчатке. По словам губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, в этом году из запланированных 19 круизных лайнеров Камчатку посетили только 13 — остальные либо не были согласованы органами погранконтроля, либо отменены организаторами в результате слишком длительных процедур согласования.
«Сейчас на Аляску идет большой трафик судов, и мы хотим, чтобы они заходили в наши порты», — говорил в интервью «Газете.Ru» министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Мимо дальневосточного побережья курсируют около 50 круизных судов, при этом ежегодно более 3 млн туристов посещают Аляску.
Всего, по данным Росморречфлота, из Владивостока в противоположном направлении, в Антарктиду, морским транспортом воспользовались за первые девять месяцев 2015 года 728 человек (по итогам 2013 и 2014 годов 1231 и 1219 туристов соответственно).
Безопасный компромисс
Для экспедиционных круизов основная проблема — сложная процедура согласования круизного маршрута, связанная с несовершенством законодательной базы.
Дело в том, что согласование круизных маршрутов судов под иностранными флагами осуществляется параллельно двумя ведомствами — Минтрансом и Ростуризмом — на основании утвержденного постановления Совета Министров РСФСР от 15 июля 1991 года №400 «Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение научной и экспедиционной деятельности, а также на осуществление туризма в морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».
Также, исходя из сложившейся практики, правовое регулирование круизного судоходства осуществляется в соответствии с ФЗ-155 от 31 июля 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Таким образом, для согласования круизного маршрута судна под иностранным флагом заявителю на сегодняшний день необходимо получение двух документов: письма Ростуризма и распоряжения правительства (за последнее отвечает Минтранс).
«Необходимо организовать взаимодействие всех органов власти по принципу одного окна, чтобы туристическим компаниям не приходилось бегать по различным организациям для получения разрешений», — считает Трутнев.
Чтобы снизить административные барьеры, Минвостокразвития предлагает внести изменения в ФЗ-155, добавив в него главу главу IV «Осуществление туризма в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации». Согласно ей, выдача разрешений на осуществление туризма в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ будет осуществляться только Ростуризмом.
Кроме того, предлагается внести изменения в ФЗ от 1 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» с целью отмены требования получения пропусков в пограничные зоны для лиц, осуществляющих групповые турпрограммы на российских и иностранных круизных судах в районе внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Также Минвостокразвития хочет установить максимальное количество пунктов, разрешенных для захода. «На северном и дальневосточном побережье существует более тысячи пунктов, куда могут заходить экспедиции (это бухты, острова, и т.п.). Посещения около 330 пунктов с 2008 по 2014 год были согласованы. То есть в этих точках уже бывали иностранные туристы, — рассказали в ведомстве. —
В этом году ФСБ согласовала около 30 точек. В связи с этим маршруты невозможно планировать, люди отказываются от купленных круизов. Для этого мы предлагаем установить перечень точек, которые гарантированно можно посетить, то есть коммерсанты смогут заранее планировать маршруты и продавать их».
«В сегодняшней политической обстановке главным сдерживающим фактором для свободного морского круизирования является негативное отношение всех, кто обеспечивает безопасность РФ, к любым свободным передвижениям иностранных пассажирских судов в наших территориальных водах Арктики, Дальнего Востока и Белого моря», — говорит гендиректор туркомпании «Пасифик Нетворк» Сергей Фролов.
По его мнению, если Минтранс, Минвостокразвития, Ростуризм и Минкультуры не найдут компромисс, чтобы изменить закон о госгранице и закрыть для круизов только районы, связанные с безопасностью РФ, разрешить эту проблему не получится.
«Пока нет понимания в этом вопросе, мы в очередной раз начали сложный процесс согласования круизного сезона — 2016 с Ростуризмом и Минтрансом по старой схеме, которая предполагает отдельные согласования не только для каждого круиза, но и каждого места, куда эти круизы предполагают зайти», — сетует Фролов.
Сначала согласование — потом инфраструктура
Вторым глобальным препятствием для развития круизного туризма является отсутствие развитой инфраструктуры. «Нет современных причальных стенок, не развиты пункты пропуска, кроме того, недостаточная глубина в портах», — объясняют в Минвостокразвития.
На это накладывается отсутствие оборудованных «зеленых стоянок», высокая степень изношенности судов, а также большие затраты на их техническое переоборудование и реконструкцию, добавляют в Ростуризме.
В то же время полпред уверен, что, только решив вопрос согласования курсирования судов, можно поправить инфраструктуру. «Надо двигаться к тому, чтобы на этом рынке наши компании работали, наши туристические суда. А тогда возникнет инфраструктура», — уверен Трутнев, который пообещал поддержку со стороны Фонда развития Дальнего Востока.
Неприлично маленький туризм
«На сегодняшний день удельный вес туристической отрасли в структуре экономики Дальнего Востока неприлично мал. Это 0,37% ВВП — от трех сотых в Сахалинской области до 1,8% в Приморском крае. Он должен быть минимум в десять раз больше», — настаивает дальневосточный министр Александр Галушка.
Чтобы увеличить долю туризма в ВРП, помимо планируемых изменений по круизным судам создаются три территории опережающего развития на Камчатке, островах Русский и Большой Уссурийский, которые подразумевают набор льгот для инвесторов. Кроме того, будет упрощенный визовый режим на срок до восьми суток в рамках свободного порта Владивосток.
Также в настоящее время проходит процедуру согласования в правительстве законопроект Минкультуры. Он должен предоставить льготы инвесторам, которые будут вкладываться в развитие туристической инфраструктуры Дальнего Востока. В частности, он предусматривает обнуление налога на прибыль и снижение в два раза налогов, взимаемых при применении упрощенной системы налогообложения, а также установление верхних границ земельного налога и налога на имущество в размере не более 0,5%.