Сейчас, по оценке Союза органического земледелия, темпы роста рынка составляют 10–15% ежегодно, соответственно в 2020 году его объем будет не менее 18 млрд руб. Тренд подтвердили и на рынке торговли.
«Этот формат сейчас особенно востребован и набирает обороты. Последние годы все больше людей становятся приверженцами здорового питания. Продуктовые ритейлеры понимают данную тенденцию и следуют ей, активно развивают этот формат — крупные сети включают такие продукты в ассортимент (практически во всех гипермаркетах и супермаркетах есть специальные отделы с органическими пищевыми продуктами), появляется все больше специализированных только на такой продукции магазинов небольшого формата, продуктовые рынки и базары снова становятся популярным», — говорит Марина Дроздова, старший консультант компании «Магазин Магазинов».
Как отмечает Яков Любоведский, член правления Союза органического земледелия, внутреннее производство органической сельхозпродукции в России существенно отстает от растущего рынка.
«Ситуация выглядит так: мы один импорт поменяем на другой импорт. Страны ЕврАзЭС могут занять около 30% рынка, т.е. 6–7 млрд руб. Доля белорусской продукции, по нашим подсчетам, может достичь около 3,5 млрд руб. Если учесть, что Китай уже подписал соглашение с крупными российскими агрохолдингами на производство органической сельхозпродукции, доля Китая может к 2020 году составить от 3 млрд руб. Таким образом, Белоруссия и Китай могут стать основными игроками российского рынка органических продуктов», — говорит Любоведский.
Предложение отстает от спроса
По данным РОМИР за 2014 год, 58% россиян готовы покупать органическую продукцию. Однако спрос пока значительно превосходит предложение. Сейчас на всю Россию, как отмечают в Союзе органического земледелия, всего лишь 70 производителей органической продукции. Для сравнения: в Индии 550 тыс. экопроизводителей, в Италии 43 тыс., в Турции 44 тыс.
«Сегодня российские сельхозпроизводители успешно производят и продают (некоторые даже экспортируют) органические продукты — молоко, молочную продукцию, мясо, мясную продукцию, птицу, овощи, фрукты, домашнюю консервацию, кулинарию, мед, эфирные масла, зерновые — пшеницу, рожь, ячмень и др. Наибольшим спросом пользуется свежая непереработанная натуральная продукция — молоко, мясо, овощи, фрукты. Основной канал продаж экологической продукции — интернет-магазины», — отмечается в материалах Союза органического земледелия.
При этом стоит отметить, что сегодня на российском рынке царит хаос – официальных стандартов для органической продукции нет, при этом множество производителей зачастую совершенно необоснованно ставят на свою продукцию маркировку «эко», «органическое», «фермерское».
Хотя ситуация постепенно меняется. Летом 2015 года в России был принят Национальный стандарт на органическую продукцию. По словам заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, федеральный закон об органическом сельском хозяйстве уже почти готов и может быть принят в ближайшее время. Некоторые регионы имеют собственные нормативные акты в органическом сельском хозяйстве – Ульяновская область, Краснодарский край, Воронежская область.
«С принятием нормативно-правовой базы в сфере органического сельского хозяйства Россия перейдет к формированию цивилизованного рынка. То есть будет запущен юридический механизм очистки рынка от фальсификата. В целом в органическом сельском хозяйстве Россия отстает от всего мира на 10–15 лет», — считает исполнительный директор Союза органического земледелия Роман Гуров.
Однако, как отмечают эксперты, пока российские фермеры «раскачаются», их могут опередить конкуренты из соседних стран.
Импортозамещение по-белорусски
«Самый большой рынок органической продукции в странах ЕврАзЭС – российский. Сейчас рынок органической сельхозпродукции оценивается приблизительно в 10,240 млрд руб. В связи с тем что российский рынок развит слабо, основные претенденты на импортозамещение органической сельхозпродукции — более мобильные страны ЕврАзЭС (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) и Китай», — говорит Яков Любоведский.
Наиболее серьезным конкурентном российской органики может стать Белоруссия. О планах по развитию рынка органики уже высказывались власти страны.
«Пока мы не можем ее (органическую продукцию) поставить — нет законодательной базы. Все остальные условия у нас есть — в Белоруссии сейчас более 1 млн га земли находится в пользовании населения и фермерских хозяйств. Это как раз те земли, которые могут стать источником получения органической сельхозпродукции», — ранее заявил Владимир Гракун, замминистра сельского хозяйства и продовольствия.
Ранее Белоруссия успешно завоевала российский молочный рынок — на ее долю приходится около 50% импорта молочной продукции России.
История может повториться и с экологическими продуктами, предостерегают в Союзе органического земледелия.
«Есть риск, что Белоруссия будет занимать все большую часть российского рынка органики. Единственный способ избежать этого — увеличить у нас господдержку фермеров до уровня Белоруссии. Нужны доступные кредиты с низкими ставками либо серьезное субсидирование ставок, компенсация инвестзатрат и главное — снижение административных барьеров», — уверен Андрей Даниленко, предправления Национального союза производителей молока.
Китайская угроза
Другой возможный конкурент — Китай. Рынок органических продуктов Китая агрессивно развивается на протяжении последних 10 лет. В 2013 году Китай впервые опубликовал данные о своем рынке органической сельхозпродукции. По данным Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения (IFOAM), он составлял $2,58 млрд. На тот момент Китай замыкал четверку ведущих рынков органической сельскохозяйственной продукции после США ($25,8 млрд), Германии ($8,17 млрд) и Франции ($4,73 млрд.).
По прогнозам Organic Trade Association, к концу 2015 года рынок органической сельхозпродукции Китая вырастет до $9,7 млрд, что выведет КНР на второе место в мире в данном секторе.
В 2013 году площадь сертифицированных органических земель Китая составила 2,722 млн га, на них было произведено 7,665 млн т продукции. Органический сектор Китая представляют 731 сертифицированных органических производителей, в том числе 14 компаний в 11 других странах. В общей сложности Китай производит 3081 наименование органической продукции.
Яков Любоведский считает, что китайские производители могут существенно потеснить российских фермеров.
«Китайский бизнес поддерживается на экспорт реальными государственными мерами. Они более гибкие, быстрее принимаются решения. В сбыте органической сельхозпродукции они в первую очередь ориентированы на Москву и Дальний Восток и уже сейчас активно работают в данных направлениях. У Китая уже есть хороший опыт экспорта экопродукции, налажен экспорт органической продукции в страны ЕС и США а также в Японию», — описывает он перспективы.
Зеленый свет конкурентам
«На федеральном уровне органическим товарам из Белоруссии и Китая никаких препятствий не будет. Это устоявшиеся и стратегические партнеры России, торговые связи с которыми активно развиваются и поддерживаются.
Конкурировать с импортом органической сельхозпродукции из этих стран можно будет только на региональном уровне, развивая и поддерживая местное производство, локальные рынки (что и является одной из основных идей органического сельского хозяйства). Нашим производителям не надо ждать более благоприятных условий или лучшего момента, а надо срочно наращивать производство сертифицированной органической продукции», — уверен Любоведский.
При этом, как рассказал Любоведский, уже сейчас сложилась практика, когда из России дешево вывозится экологически чистое сырье (в частности, орехи, ягоды, грибы, мед, травы).
«Обратно мы получаем высокомаржинальную переработанную продукцию со знаком «эко», «органик». А надо ее производить самим у себя. Сырье есть, продукта нет, мы его импортируем за большие деньги, часто из нашего же дешево купленного сырья», — говорит он.
«Если навести порядок на рынке, ввести четкие правила сертификации, сделать так, чтобы продукция соответствовала всем мировым нормам, то можно будет начать экспортировать продукцию. Основные рынки – Азия, Ближний Восток, возможно, и Африка. При девальвации рубля продукция становится все более востребованной, но нужна воля со стороны государства, чтобы эти рынки открылись, нужна дипломатия, договоренности на высшем уровне», — считает Даниленко.
Впрочем, Яков Любоведский смотрит на вещи более сдержанно. По его мнению, российским фермерам остается надеяться только на себя – развитие отечественного сельского хозяйства не входит в цели российской дипломатии.