Секретное совещание
Приглашения на совещание были разосланы губернаторам, вице-губернаторам, в аппараты регионов, сообщил один из приглашенных. Копия приглашения от имени Минфина, адресованного в аппарат одного из вице-губернаторов, есть в распоряжении «Газеты.Ru». В письме говорится, что Минфин совместно с подведомственным ему Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) проводит рабочее совещание с целью разработки подходов к финансированию здравоохранения.
Первый вопрос для обсуждения — конкретизация программы госгарантий (сейчас это основной инструмент финансирования бесплатной медицинской помощи в нашей стране). В письме, подписанном главой НИФИ Владимиром Назаровым, отмечается, что совещание состоится в НИФИ 17 ноября, однако по телефону, указанному в приглашении, «Газете.Ru» сообщили, что мероприятие перенесли на 24 ноября. В совещании примут участие представители отдела бюджетной политики Минфина в сфере здравоохранения, отметил сотрудник, ответственный за проведение мероприятия.
На запрос «Газеты.Ru» по сути дела в пресс-службе министерства сообщили, что «у Минфина России таких предложений и разработок нет». Дополнительный запрос о совещании, направленный 17 ноября, на момент выхода заметки остался без ответа. В Минздраве на вопрос, приглашены ли к участию в совещании 24 ноября его представители, ответили, что эта информация является служебной и пресс-служба ей не располагает. «Сценарий сокращения государственных гарантий в сфере здравоохранения министерством не рассматривается», — заявил пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай.
Предложения по экономии бюджетных средств на медицинской помощи, которые будут обсуждаться на совещании, разработаны экспертами НИФИ и РАНХиГС. О них стало известно, когда сами авторы частично озвучили свои идеи на специализированной конференции 2 ноября. Упоминался, например, отказ от бесплатных вызовов врачей на дом (за исключением малолетних детей и инвалидов), ограничение посещений терапевтов в поликлиниках, вызова скорой помощи и повторных госпитализаций.
Полный перечень подходов к оптимизации расходов за счет сужения объема медицинской помощи, с которым ознакомилась «Газета.Ru», включает 11 мер, позволяющих высвободить 350 млрд руб. в год, или свыше 27% от общих затрат на программу обязательного медицинского страхования в 2014 году. В законопроекте по бюджету на следующий год заложены 349,1 млрд руб.
На чем еще можно сэкономить
Как оказалось, все результаты исследования и предложения ученых были полностью опубликованы еще в сентябре, в печатной версии журнала «Медицинские технологии. Оценка и выбор», но в интернете не размещались.
Самую большую экономию, как следует из статьи, дает уменьшение числа коек в стационарах и сокращение плановой госпитализации. Эксперты посчитали, что если сократить число коек в России до уровня ОЭСР, то есть почти вдвое (с 9,42 до 4,96 койки на 1000 населения), а плановые госпитализации частично перевести в дневной стационар, то расходы на больницы можно снизить на 253,12 млрд руб. При условии повышения «оборота койки» и увеличения загруженности это не повлияет на доступность медицинской помощи, считают теоретики.
Современное развитие медицины позволяет сократить пребывание пациентов в больнице до одного дня, пишут они. В пример они приводят Норвегию, где 50% хирургических операций проводят в дневном стационаре. Для реализации такого подхода в нашей стране Минздрав должен пересмотреть стандарты медицинской помощи, уточняется в статье.
Отмена практики бесплатных вызовов врача на дом для всех, кроме инвалидов, малолетних и немобильных пациентов, совместно с ограничением посещений терапевтов в поликлиниках высвободит еще около 78 млрд руб.
Примеры такой системы ученые нашли в Швеции и Великобритании, где на дом к пациентам ходят только медсестры. А на Тайване действуют соплатежи пациентов за визиты к терапевту, возрастающие при последующих обращениях к врачу, говорится в статье.
Еще 18,5 млрд руб. бюджет может «добрать» со скорой помощи. Для этого предлагается отказаться от перевозки пациентов «в состоянии, не угрожающем их жизни и здоровью», отменить бесплатное обслуживание скорой помощью спортивных мероприятий, пересмотреть состав бригад, заменив врачей фельдшерами. Кроме того, ученые предлагают по примеру Франции реализовать систему, когда пациента могут обязать оплатить вызов, признанный необоснованным.
В научной статье подчеркивается, что реализация перечисленных предложений требует тщательной проработки и постепенного внедрения, а расчеты носят предварительный характер. Однако результаты расчетов показывают, что в системе есть неэффективные расходы, которые можно перераспределить.
Кто инициирует дискуссию
Исследование инициировано со стороны научного коллектива, заверил один из его авторов Денис Федяев. В то же время оно проводилось в рамках научной работы, заказанной Минфином, добавил он. «Мы изучали финансирование медицинской помощи по программе госгарантий… когда изучили международный опыт, то увидели, что наша система уникальна в какой-то мере».
Предложенные варианты напрямую применить нельзя, подчеркивает Федяев. «И Конституция, и множество законов это впрямую не разрешают», — напоминает он. Но когда эксперты увидели, например, что в некоторых странах жестко ограничивают повторные вызовы скорой, то решили сделать соответствующие расчеты по российской статистике, «чисто из научного интереса».
Федяев заявил, что не знает о совещании по обсуждению этих расчетов с участием чиновников Минфина, но отметил, что отчет о научной работе был отправлен в министерство на прошлой неделе и, возможно, в профильном департаменте «что-нибудь почитают, подумают».
На письменный запрос «Газеты.Ru» о том, как предложения экспертов планируется прорабатывать дальше и какие решения планируется принять на совещании на следующей неделе, в НИФИ не ответили. Знакомый с ситуацией чиновник соцблока правительства заметил, что Минфин постоянно разрабатывает предложения по экономии бюджетных средств, но не все из них можно реализовать. «Конституция гарантирует полностью бесплатную медицинскую помощь во всех случаях, а по факту, когда денег не хватает, граждане и так доплачивают», — заметил он.
Сейчас система устроена таким образом, что формально государство гарантирует весь объем медицинской помощи, а о существующих ограничениях, например в виде квот, пациенты узнают, когда с ними сталкиваются на практике.
«Минфин просто пытается проверить, насколько общество готово к откровенному разговору о том, что медицина может быть платной или бесплатной, но думаю, что общество не готово», — говорит член экспертного совета при Минздраве, директор НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов. О проработке таких вопросов на площадке соцблока правительства он в последнее время не слышал.
Он напомнил, что ранее Минздрав предлагал ввести частично платные услуги по системе так называемого ОМС+, но не урезать гарантии, а оказывать улучшенные услуги за дополнительную плату. «Отдельная палата, врач, сиделка – добавка могла бы включаться в этот сервис. Принципиальное отличие позиции Минздрава и Минфина в том, что Минздрав не предлагает резать текущие гарантии», — пояснил он.
Озвученные в СМИ предложения с площадки Минфина были «нонсенсом» для общественного совета при Минздраве, говорит еще один член экспертного совета при Минздраве Александр Абдин.
По его информации, никаких поручений Минфину и Минздраву детализировать гарантии таким (жестким) образом не поступало, но есть «очевидное противостояние», например, между Счетной палатой и Минздравом.
«Счетоводы каждый раз критикуют Минздрав за то, что госгарантии не обоснованы и у них плохо с математикой», — напоминает Абдин. Предложения Минфина, выплеснутые в публичную плоскость, это, по его словам, такой «эксцентричный троллинг Минздрава», который имеет целью подтолкнуть чиновников в сфере здравоохранения к каким-то решениям.