С 6 ноября российские власти приостановили авиасообщение с Египтом. Президент России Владимир Путин одобрил идею ФСБ приостановить полеты российской авиации в Египет до выяснения причин крушения А321. Об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
По его словам, приостановка полетов российских самолетов коснется всех рейсов в Египет, в том числе в Каир. Песков уточнил, что такое решение связано исключительно с обеспечением безопасности граждан.
Египет — первое по популярности зарубежное направление в 2015 году. Сокращение российского турпотока на фоне обесценивания рубля оказалось в этой стране наименьшим среди всех популярных стран.
По данным Ростуризма, в первом полугодии 2015 года в Египте с туристическими целями побывали 1,054 млн россиян, что на 13,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В Турции, которая держала лидерство по количеству туристических выездов в прошлом году, падение российского турпотока составило 25,7%, туда за полгода съездили 1,031 млн российских граждан. В целом по всем странам снижение количества побывавших за рубежом туристов составило 33,8%, до 5,11 млн человек.
Поэтому запрет на полеты в Египет серьезно ударит по туристическому рынку.
Деньги уже в Египте
Серьезная проблема туристического бизнеса: что делать с теми туристами, которые уже оплатили отдых в Египте, но еще не вылетели на выбранные курорты. В случае появления государственной рекомендации не посещать какое-либо направление туроператоры по закону обязаны возместить затраты своим клиентам, заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
«Выплаты нескольким десяткам тысяч туристов, которые купили туры, а также тем, кто будет вынужден прервать свой отдых раньше времени (они могут претендовать на компенсацию из-за недополученных услуг), — прямой путь к банкротству туроператоров, — считает она.
Проблема заключается в том, что туристические компании, как отметила Тюрина, «не складывают деньги к себе в мешок», а передают их поставщикам услуг, то есть авиакомпаниям, отелям, транспортным компаниям.
К примеру, перевозка туристов на курорты осуществляется в подавляющем количестве случаев на чартерных рейсах, заказанных туроператорами. Оплата чартерной перевозки осуществляется заранее, таким образом, туроператоры уже оплатили рейсы в Египет.
Размещение в гостиницах также оплачивается туроператорами заранее исходя из выбранных квот, а не бронируется каждый раз отдельно для каждого туриста. Все договоры российских туроператоров с египетскими отелями имеют определенные условия аннуляции и возврата средств, и чем ниже цена, тем жестче условия аннуляции, рассказывает источник «Газеты.Ru» в туристической отрасли. В связи с резким прекращением продаж туров в Египет возникает вопрос, смогут ли туроператоры, чье финансовое положение и без того сильно пострадало в последние полтора года из-за обесценивания рубля и сокращения спроса, вернуть оплаченные за отели средства. Не стоит забывать, что далеко не все египетские отели смогут или захотят вернуть деньги в полной мере.
При этом объем египетского туристического рынка у россиян огромен.
Средний чек на турпоездку в Египет за человека с перелетом, проживанием в двухместном номере, трансфером от аэропорта от гостиницы и страховкой составляет от $800, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. По подсчетам «Газеты.Ru», учитывая текущий турпоток, приблизительный объем рынка турпутевок в Египет составляет около $140 млн ежемесячно.
В то же время маржа в туроператорском бизнесе составляет только 3–5%, отметил Горин. Поэтому при общей плохой ситуации на туристическом рынке ни у одного из туроператоров нет крепкой финансовой подушки, добавляет Тюрина. Страховка от невылета также поможет мало, потому что обычно такой услугой пользуются туристы, приобретающие дорогостоящий тур.
Альтернативы тех, кто уже заплатил за отдых
Туроператор может предложить перенести тур или же, как было и в прошлый раз, когда Египет был закрыт, организовать отдых на альтернативном направлении, что, скорее всего, будет связано с расходами туристов. «Египет — самое доступное по деньгам направление, поэтому неизвестно, как будут люди реагировать на предложение доплатить, особенно с учетом кризиса. Многие, может, и не смогут доплатить за отдых», — рассуждает Тюрина.
Наличие альтернативного варианта будет зависеть от партнерских взаимоотношений туроператора и принимающих компаний в странах, куда будет перенаправляться турпоток. Некоторые туркомпании уже предложили варианты обмена. Заменить Египет туроператоры попытаются с помощью таких направлений, как Турция, Кипр, Израиль и Иордания, которые также имеют выход к Красному морю, а также традиционными зимними юго-восточными маршрутами — Таиландом, Вьетнамом, Индонезией (Бали). Туроператор «Пегас Туристик» готов заменить Египет турецкими турами, направив туристов вместо Шарм-эль-Шейха в Анталью, говорится на сайте организации. А российский туроператор «Библио-Глобус» предлагает туристам, которые уже оплатили турпутевки в Египет, слетать на Кипр «с максимальным сохранением всех параметров ранее подтвержденного туристского продукта», сообщили «Газете.Ru» представители компании.
Однако ясно одно: потери туристических компаний за счет пакетов с зимними видами отдыха покрыть не получится. Траты любителей горнолыжных видов спорта включают в себя не только перелет, трансфер и проживание, но и аренду горнолыжного оборудования, ski-pass, занятия с инструктором. Все это не является дешевыми услугами, и многие могут отказаться от самой идеи зарубежного горнолыжного отдыха.
Дополнительной головной болью для туроператоров станет и проблема их дочерних авиакомпаний, обращает внимание другой источник «Газеты.Ru» в туристическом секторе.
На зиму в Египет составляется обширная полетная программа, поэтому компаниям придется решать, куда и как перенаправлять собственные борта.
Именно в этом будут скрыты основные финансовые трудности. «Фрахтовать судно очень дорого, соответственно, самолет должен постоянно находиться в воздухе, иначе можно действительно разориться, — рассуждает источник. — Теперь туроператорам придется решать, увеличивать количество рейсов на уже открытых направлениях или же в спешном порядке заключать контракты с принимающими компаниями других стран». По мнению собеседника «Газеты.Ru, текущая ситуация будет «лакмусовой бумажкой» и покажет, кто на рынке действительно эффективен, а кто ведет бизнес на обороте.
Вернуть россиян с египетского берега
Впрочем, самая трудоемкая и, главное, неотложная задача — возвращение отдыхающих на родину. Государственным органам и туркомпаниям предстоит решить вопрос возвращения тех россиян, которые уже отдыхают в Египте, а таких, по данным АТОР, на данный момент 70 тыс. человек.
«Это крайне тяжелая работа, направить борта с египетских направлений на другие пока проблематично, поскольку эти борта должны вывезти российских туристов из Египта, — объяснил «Газете.Ru» вице-президент АТОР Горин. — Самолеты будут следовать из России пустыми и забирать туристов из Египта».
Первый такой борт для вывоза «всех желающих», организованный «Аэрофлотом» после получения предписания от Росавиации о прекращении авиасообщения с Египтом, уже отправился за россиянами в Каир.
Тем не менее пока экстренной эвакуации не планируется, и весь процесс будет плановой эвакуацией, которая подразумевает, что туристы смогут завершить свой отдых в Египте до окончания ранее забронированных туров, отметил Горин.
Как отметили «Газете.Ru» в РСТ, специальная комиссия в настоящее время собирает данные о том, на какие курорты и в каком количестве приехали наши соотечественники, а также информацию о дате окончания их туристических путевок.
Запрет Египта: история вопроса
Россия уже прерывала авиасообщение с Египтом после революции начала 2011 года, когда находившийся у власти более 30 лет президент Египта Хосни Мубарак сложил с себя полномочия в результате народных волнений. Тогда после «Марша миллионов» 1 февраля 2011 года российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» заявили о постепенном прекращении полетов в Шарм-эль-Шейх и Хургаду.
Позднее, в соответствии с рекомендациями МИД России и требованиями Ростуризма, с курортными городами было полностью прекращено авиасообщение. Продлилось это до начала апреля: первым туроператором, вновь начавшим выполнять чартерные рейсы в Египет в рамках турпутевок, стал «Пегас Туристик», позднее к нему присоединились другие игроки российской туротрасли.
Второй раз авиасообщение с египетскими курортами частично прекращалось в сентябре 2013 года на фоне боевых столкновений между сторонниками свергнутого к тому времени египетского президента Мухаммеда Мурси и силовиками. С 26 августа 2013 года российские туроператоры прекратили продажу путевок с вылетом после 1 сентября 2013 года. Тогда продажи были восстановлены уже через месяц — в октябре 2013 года. Любопытно, что единственным туроператором, не прекращавшим тогда выполнять чартерные рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх на бортах авиакомпании «Северный ветер» (Nord Wind), выступил «Пегас Туристик».
Впрочем, проводить параллели как с 2011-м, так и с 2013 годом сложно: тогда не погиб ни один российский турист, а на курортах единственным неудобством было продолжавшееся некоторое время отсутствие свежих овощей в отелях и магазинах. Кроме того, в те три месяца «Аэрофлот» продолжал выполнять рейсы между Москвой и Каиром. Сейчас же будет прервано все авиасообщение, включая маршруты в египетскую столицу.