Страны — члены ОПЕК начали конкурировать между собой на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценке Международного энергетического агентства, потребители АТР обеспечат в текущем году порядка 34% спроса на сырую нефть. В частности, такие члены картеля, как Ирак, Кувейт и Катар, стали снижать цены на свою нефть и продают ее с дисконтом к цене лидера Организации стран — экспортеров нефти, Саудовской Аравии. Между тем саудиты сами периодически предоставляют дисконт азиатским потребителям. Впрочем, конкурируют страны ОПЕК не только с Саудовской Аравией, но и между собой.
По данным Bloomberg, кувейтская нефть Export Blend в октябре стоила на рекордные $0,65 за баррель дешевле аналогичной по качеству саудовской Arab Medium. Ирак продает свою Basrah Heavy на $3,7 дешевле саудовской Arab Heavy, а катарская Qatar Land стоит на $1,2 меньше Abu Dhabi's Murban, поставляемой из ОАЭ.
«В ОПЕК уже давно наблюдается разноголосица по вопросу справедливых цен на «черное золото» и добросовестной конкуренции на мировом нефтяном рынке», — комментирует член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
Еще сильнее, по словам эксперта, накаляет обстановку тот факт, что премиальный рынок Китая, который является традиционным для Эр-Рияда, активно принимает российские углеводороды, объемы которых постепенно отодвигают саудовскую нефть на вторые роли. В связи с этим королевство вынуждено предоставлять азиатам внушительные скидки, которые являются максимальными за последние три года. Касаев предупреждает, что из-за этого у России на азиатском рынке могут возникнуть проблемы (в первую очередь в Китае, который является основным импортером российской нефти. — «Газета.Ru»).
«Активно покупая арабскую нефть по бросовым ценам, китайская сторона начнет выкручивать руки «Роснефти», требуя от нее солидных дисконтов, — поясняет Касаев. — Кроме того, ослабнут российские переговорные позиции по совместным газовым проектам».
Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также не исключает, что китайцы могут потребовать дисконт к действующей цене, однако он будет временным, и в целом доли производителей-конкурентов на китайском рынке вряд ли изменятся. По словам эксперта, российская нефть была для Китая дороже ближневосточной и во втором квартале текущего года: $457 за тонну против $441 за тонну нефти из Саудовской Аравии или $415 за тонну иракской нефти.
«При этом импорт российской нефти в КНР с января по август текущего года вырос почти на 25%, — рассказывает Агибалов. — Это говорит о том, что нефть из России для Китая предпочтительнее».
Связано это, по мнению эксперта, в первую очередь с качеством российской нефти (восточносибирский сорт ESPO считается премиальным), а во-вторых, с более удобной логистикой. «Кроме того, Китай не хочет повышать зависимость от Ближнего Востока», — говорит Агибалов.
Параллельно потенциальным сложностям на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона Россию могут ожидать и проблемы с поставками в Европу. Еще на прошлой неделе глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что саудиты демпингуют на рынке Польши. Кроме того, сообщалось, что все больше европейских нефтеперерабатывающих заводов переориентируются на саудовскую нефть в связи с ее более низкой ценой.
«Мало кто обратил внимание на то, что помимо нефти из Саудовской Аравии в Европе появилось сырье из Иракского Курдистана, которое заместило существенный объем российского «черного золота», — указывает Эльдар Касаев. — По оценкам, курдская нефть уже обеспечивает до 40% потребностей крупнейшего в Венгрии НПЗ Százhalombatta (его мощность составляет 8,1 млн тонн в год)».
Эксперт предупреждает, что в будущем российские объемы сырья, идущие по трубопроводу «Дружба», еще больше сократятся, поскольку иракцы планируют интенсифицировать поставки венгерским потребителям.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сказал «Газете.Ru», что рынки АТР всегда были жестко конкурентными. «И именно за счет конкуренции России удалось увеличить долю на них, потеснив ту же Саудовскую Аравию, так что не вижу здесь никаких проблем», — поясняет Леонтьев.
Что же касается выхода ближневосточной нефти на европейский рынок, то здесь, по мнению Леонтьева, для продавцов гораздо логичнее было бы проводить своповые операции, нежели самим транспортировать свою нефть в столь отдаленные регионы.