Непрозрачные финансовые отношения между авиакомпанией «Трансаэро» и туроператором «Библио-Глобус» были причиной, по которой текущий менеджмент авиаперевозчика не мог подтвердить долгосрочное расписание перевозки клиентов туркомпании и проводил все операции «в ручном режиме». Об этом свидетельствуют материалы Минтранса, которые имеются в распоряжении «Газеты.Ru».
Авиакомпания «Трансаэро», операционную деятельность которой на данный момент контролирует группа «Аэрофлот», обязалась перевезти туристов «Библио-Глобуса» с датой вылета до 00:00 12 октября и возвращением до 24 октября включительно. Согласно информации от «Библио-Глобуса», авиакомпания отказалась оказывать услуги по авиаперевозке клиентов туроператора начиная с 25 октября.
9 октября «Аэрофлот» принял решение выделить из авиапарка дочерней авиакомпании «Оренбургские авиалинии» лайнеры Boeing 777, которые для «Библио-Глобуса» будут осуществлять рейсы «в связи с невозможностью «Трансаэро» выполнить рейсы по направлениям туроператора собственными силами и аннулированием «Трансаэро» всех чартерных рейсов после 25 октября».
Речь, судя по всему, идет о трех лайнерах, которые есть в парке «Оренбургских авиалиний» и которые будут летать из Москвы до Хургады, Шарм-эль-Шейха и Пунта-Кана, как ранее заявил туроператор.
Однако этому решению авиакомпаний предшествовал долгий процесс сверки платежных документов.
Деньги переводились, но на что — непонятно
Один из основных вопросов, который возникает у регулирующих органов к оказавшемуся в трудной ситуации туроператору, — это оплата авиаперевозки.
«Между «Трансаэро» и «Библио-Глобусом» был заключен договор, в соответствии с которым «Библио-Глобус» оплачивал «Трансаэро» некую услугу, но ее содержание не было конкретизировано», — говорится в материалах Минтранса (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Как заявляло руководство «Библио-Глобуса», туроператор успел перевести «Трансаэро» оплату примерно за 200 тыс. туристов (около 4,5–4,8 млрд руб.).
Денежные средства переводились, но за что именно — не уточнялось. При этом на текущий момент в кассе «Трансаэро» денежных средств, ранее выплаченных «Библио-Глобусом», нет, уточняется в материалах Минтранса.
«Работа некоторых туроператоров на российском рынке организована следующим образом: учреждаются зарубежные юрлица, которые занимаются заключением договоров, оплатой услуг отелей, трансферных компаний и так далее. Деньги от агентств туроператор принимает в рублях, потом переводит за рубеж, — рассказал «Газете.Ru» источник в одном из нишевых туроператоров. — Через зарубежные счета оплачиваются и блоки мест на рейсах под турпакеты. Это счета в Турции, на Мальте; например, у обанкротившегося «Капитал-Тура» был счет на Кипре. Все это оплачивается за пределами России. Разве отследить теперь, оплачивалось ли что-то или нет?»
В любом случае, вмешиваться в конфликт между текущим менеджментом авиакомпании «Трансаэро» и туроператором «Библио-Глобус» регулирующие ведомства вряд ли могут: «Это спор двух хозяйствующих субъектов по вопросам реализации заключенных договоров».
Подобные конфликты должны рассматриваться в суде, считают два источника «Газеты.Ru», близкие к профильным ведомствам.
Кто несет ответственность?
Согласно материалам Минтранса, за возможное неисполнение обязательств перед туристами несет ответственность «Библио-Глобус»: «В составе турпакета они реализовали и перевозку пассажиров, и отказ «Трансаэро» их перевозить — это в любом случае ответственность туроператора перед своими клиентами».
Избежать этой ответственности туроператор сможет в том случае, если у «Трансаэро» будет приостановлено действие сертификата эксплуатанта.
Такое решение вправе принять Росавиация, которая в настоящее время проводит внеплановую проверку авиакомпании «Трансаэро» в связи с опасениями относительно ухудшения ситуации с безопасностью полетов. В случае если деятельность «Трансаэро» будет приостановлена по решению властей, это может быть расценено как форс-мажорное обстоятельство. В таком случае «Библио-Глобус» не будет нести прямой ответственности за невыполненные рейсы.
Тем временем в туротрасли категорически не согласны с тем, что за невыполнение рейсов несет ответственность туроператор. «Мы считаем, что так как все билеты проплачены вперед, то вся полетная программа должна состояться, — заявляла «Газете.Ru» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова в начале октября. — Туроператоры на 100% выполнили все свои обязательства по договорам, даже с переизбытком. Авиакомпания прокредитована ими до конца года, обязательства перед туристами должны быть выполнены».
Что делать туристам?
В патовой ситуации оказались путешественники, которые приобрели турпутевки с перелетом на рейсах авиакомпании «Трансаэро». Теоретически в случае, если их отдых сорвется, клиенты «Библио-Глобуса» вправе обратиться за компенсацией в страховую компанию, в которой застрахована ответственность туроператора. Но тут возникает вопрос, будет ли отказ в перевозке со стороны «Трансаэро» воспринят как страховой случай.
Согласно официальной позиции Всероссийского союза страховщиков, ситуация с «Трансаэро» таковой не считается.
«При отмене полетов по вине перевозчика, в данном случае «Трансаэро», ответственность туроператора за неисполнение своих обязательств по договору о реализации туристского продукта не наступает, следовательно, страховщик обязанности по возмещению убытков не несет», — говорится в сообщении союза.
Но даже если отказ в предоставлении туруслуг со стороны «Библио-Глобуса» будет расценен как страховой случай, туристы вряд ли смогут вернуть полную стоимость туров. Общая сумма фингарантии «Библио-Глобуса» до октября 2016 года составляет около 100 млн руб. Все юрлица туроператора застрахованы в компании ВСК: ООО «Библио-Глобус Золотое кольцо» (500 тыс. руб.), ООО «Библио-Глобус Русь» (500 тыс. руб.), ООО «БГ Карибы» (30 млн руб.), ООО «БГ Азия и Африка» (37,2 млн руб., с 1 ноября 2015 года – 40 млн руб.) и ООО «Туроператор Библио-Глобус» (30 млн руб.).
Учитывая, что отдых может сорваться у порядка 80 тыс. туристов, сумма страховой выплаты составит (с учетом 100 млн руб. фингарантий) всего 1250 руб. на человека.