«Газпром» предупреждает о возможных претензиях со стороны экс-акционеров ЮКОСа. Об этом говорится в разделе «Факторы риска» меморандума последнего выпуска еврооблигаций газовой монополии. Компания отмечает, что последние решения суда, вынесенные в отношении Российской Федерации по иску владельцев ЮКОСа, могут подвергнуть «Газпром» риску потенциальных судебных разбирательств и принудительному исполнительному производству.
«Решение арбитража вынесено против Российской Федерации, мы не вовлечены в арбитражный процесс и уверены, что решение не касается ни «Газпрома», ни его активов, — говорится в меморандуме. — Тем не менее заявители в процессе публично заявляли, что они могли бы привлечь к процессу российские государственные компании, стремясь к изъятию из зарубежных активов, включая «Газпром».
«Газпром» считает необоснованным любой потенциальный иск против него, связанный с разбирательством по ЮКОСу, но не исключает возможного участия в судебном процессе, относящемся к этому разбирательству.
«Если мы потерпим поражение в защите от этих претензий, некоторые из наших активов могут быть изъяты, что будет иметь негативное влияние на наш бизнес, финансовое состояние и результаты деятельности», — указывает «Газпром».
Представитель «Газпрома» был в понедельник недоступен для комментариев. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что «Газпром» владеет долями в подземных газохранилищах и газотранспортных активах Польши, Германии и Великобритании. А недавно компания обменялась активами с германской BASF, получив в том числ нефтегазодобычу в Северном море. Кроме того, у монополиста есть счета в зарубежных банках. Из Евросоюза поступают основные денежные потоки компании.
«Выиграть суд у «Газпрома» трудно, но возможно», — полагает Корчемкин.
В июле прошлого года Гаагский арбитраж постановил, что Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа более $50 млрд в качестве компенсации за экспроприированное, по мнению истцов, имущество. Изначально, правда, акционеры требовали $100 млрд. Основную сумму ($39,97 млрд) должна была получить кипрская Hulley Enterprises («дочка» GML, владевшей контрольным пакетом ЮКОСа). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.
Но Россия исполнять решение Гааги отказалась, заявив, что оно является политическим.
Кроме того, по мнению Российской Фдерации, Гаагский арбитраж «не обеспечил объективное и беспристрастное рассмотрение «дела ЮКОСа». При этом российская сторона отмечала, что дело вообще вне юрисдикции Гааги.
Ожидая такой реакции от российской стороны, истцы еще в прошлом году подали ряд исков об исполнении решения Гаагского суда на территории других стран. В середине июня 2015 года начались аресты российского имущества в Бельгии. Буквально через день то же самое произошло во Франции. Арест был наложен на банковские счета, имущество ряда СМИ и даже архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Аресту подверглись также дипломатические счета, однако позднее он был снят.
Также об арестах российского имущества сообщала Австрия. Кроме того, акционеры ЮКОСа подали иски в Высокий суд Лондона и окружной суд американского округа Колумбия.
В конце июня сообщалось, что пока бывшие владельцы ЮКОСа не рассматривают возможности ареста активов российских госкомпаний. Об этом говорил их адвокат Тим Осборн.
По его словам, чтобы претендовать на активы таких компаний, как «Роснефть» или «Газпром», необходимо сначала убедить суды не только в том, что Российское государство владеет долями в капитале этих компаний, но и в том, что компании являются агентами государства.
«Акционеры ЮКОСа могут претендовать на обращение взыскания на имущество Российской Федерации в счет погашения взысканной суммы, — полагает советник адвокатского бюро А2 Фарид Бабаев. — К этому имуществу относятся помимо прочего акции «Газпрома», принадлежащие Российской Федерации».
Но это, по словам юриста, не означает, что взыскатели смогут беспрепятственно обратить взыскание на активы «Газпрома», поскольку сама компания не является должником и не отвечает по обязательствам своего акционера. Приведенное в меморандуме решение Гаагского суда само по себе не является достаточным основанием для обращения взыскания на активы «Газпрома». Для этого, скорее всего, понадобятся дополнительно заявленные требования.
«Вместе с тем гипотетическое предупреждение госкомпании о том, что ее некоторые активы могут быть изъяты, вероятнее всего, основано на оценке внешнеполитической ситуации и сложных юридических инструментах международного права, которые могут быть задействованы и использованы в пользу взыскателей», — отмечает Бабаев.