Проблема в том, что прежде, чем нефть, газ, цветные металлы и другие полезные ископаемые будут извлечены из «природных кладовых» и принесут деньги в бюджет, необходимо провести геологоразведочные работы, включающие региональное геологическое изучение, работы по поиску, разведке и оценке месторождений. В то же время в России инвестиции в геологоразведку, единственный способ воспроизводства минерально-сырьевой базы, сегодня составляют только 3% (!) от общемировых — при том что наша страна занимает 11% площади земной суши. Объемы финансирования региональных и поисковых работ по поиску твердых полезных ископаемых снизились в шесть раз по сравнению с советскими временами, плотность сети поискового бурения по углеводородам сегодня в России в 2–5 раз ниже, чем в США, Норвегии или Китае — основных игроков на рынке полезных ископаемых.
Для воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо государственное стимулирование геологоразведочных работ, спецификой которых является высокая капиталоемкость, низкая вероятность положительных результатов, наукоемкость современных методов исследования, а также отсутствие в большинстве случаев транспортной и иной инфраструктуры в регионах изучения.
При этом как для участников рынка, так и для профильных государственных органов очевидно, что причиной значительной части проблем в геологоразведочной отрасли России является несбалансированность норм законодательства о недрах и необходимость их актуализации.
Необходимо системно урегулировать все назревшие вопросы геологоразведки, в том числе упростить порядок доступа к геологическому изучению недр, создать экономические стимулы для инвесторов, снять административные барьеры, качественно повысить уровень информационного обеспечения геологоразведочной деятельности. В частности, весьма актуальным является приведение российской системы классификации запасов в соответствие с международными стандартами, а также создание единого фонда геологической информации, доступ к которой будет свободным для всех участников рынка.
Расширение заявительного порядка получения участков недр для геологического изучения и уточнение критериев участков недр федерального значения, равно как и предоставление недропользователю права добывать полезные ископаемые из собственных «техногенных месторождений» без получения дополнительных лицензий и разрешений привлекут в отрасль инвестиционный капитал.
Предоставление компаниям, открывшим месторождение в ходе проведения регионального геологического изучения, приоритетного права на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в таком месторождении даст гарантии потенциальным инвесторам при принятии решений о финансовых вложениях.
Закрепление в законе ограниченного, контролируемого государством, гражданского оборота прав в области недропользования, в том числе прав первооткрывателей, создаст рынок новых инвестиционных проектов, а также упростит доступ компаний к финансовым ресурсам, предоставление которых может осуществляться под залог указанных прав.
Приоритетное право на геологическое изучение недропользователями участков недр, прилегающих к границам разрабатываемых ими месторождений, обеспечит рациональное использование недр за счет полной отработки месторождения с учетом его флангов.
Дополнительными экономическими стимулами развития современной геологоразведки могли бы стать перенос уплаты разового платежа при открытии месторождения на начало его промышленной разработки и вычет из суммы налога на добычу полезных ископаемых затрат на отдельные виды поисково-оценочных работ.
В условиях сохраняющегося на сегодняшний день «ресурсного характера» российской экономики совместная работа представителей государства и бизнеса по созданию в кратчайшие сроки комфортной регуляторной среды в сфере недропользования станет основой для повышения интенсивности геологического изучения территории, привлечет частные инвестиции на ранние стадии геологического изучения, что позволит создать «поисковый задел» для открытия новых месторождений и в конечном итоге увеличит доходную часть российского бюджета.
Автор – вице-президент – руководитель Блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ПАО «ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.