Судебное дело в отношении «ЛУКойла» в Румынии осталось без обвинителя. Об этом рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом следствия. По его словам, представитель прокуратуры Румынии, выдвинувшей против «ЛУКойла» обвинение в легализации средств и уклонении от уплаты налогов, теперь перешел в другой госорган — Национальное агентство по налоговому администрированию (ANAF)».
«На сегодняшний дело осталось без прокурора и как будет развиваться дальше — непонятно», — подчеркивает собеседник «Газеты.Ru».
В «ЛУКойле» от комментариев отказались.
Румынская «дочка» «ЛУКойла» Petrotel, владеющая нефтеперерабатывающим заводом в Плоешти (мощность — 2,4 млн т в год), привлекла внимание правоохранительных органов еще в прошлом году. В начале октября в офисах предприятия были проведены обыски в рамках расследования об уклонении от уплаты налогов и отмывании средств на общую сумму €230 млн. Позднее в качестве обеспечительных мер по делу были арестованы счета Lukoil Europe Holdings Bvatrium Holland (через эти счета румынский НПЗ «ЛУКойла» закупал сырье) на сумму $2,2 млрд.
Две недели назад суд румынского уезда Прахова отложил рассмотрение дела в части обжалования ареста счетов, сочтя, что предоставленные прокуратурой расчеты не объясняют размера обеспечительных мер и требуют дополнительной аргументации. Разбирательство было перенесено на 3 сентября, причем прокуратуру суд обязал предоставить уточнение расчетов за 5 дней до этой даты.
Точной даты перехода прокурора в другое ведомство источник «Газеты.Ru» не назвал, но отметил, что это произошло до 14 августа. «Таким образом, весь перерасчет придется делать новому человеку, который займет место обвинителя», — указывает источник.
«Уход прокурора может быть одновременно как простым совпадением, так и намеренной попыткой отсрочить рассмотрение дела», — комментирует глава практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал» Василий Ицков.
Юрист указывает, что, когда подошел срок предоставления расчетов, главное задействованное лицо из прокуратуры совершенно внезапно решило переложить вопросы по этому делу на нового человека, который не сразу сможет вникнуть в суть проблемы. «На наш взгляд, это выглядит крайне странно, учитывая, что контроль над такими делами оговаривается на стадии рассмотрения », — говорит Ицков. Партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич отмечает, что обычно установленные судом сроки должны жестко соблюдаться.
«Поэтому непредставление стороной затребованного судом расчета может просто привести к вынесению судебного акта в пользу «дочки» «ЛУКойла», — говорит Панич.
Но если прокуратура обратится с ходатайством о продлении установленного судом срока представления расчета или об отложении назначенного судебного заседания со ссылкой на указанные обстоятельства (увольнение сотрудника, который ранее вел дело), такое ходатайство, по словам юриста, может быть удовлетворено судом, в связи с чем рассмотрение дела затянется.
«Румынское дело» «ЛУКойла» может иметь и политический подтекст. Причем касается он не столько общего негативного настроя Европы в отношении России и российских компаний, сколько противостояния президента Румынии Клауса Йоханнеса и румынского премьера Виктора Понты. Они соперничают еще со времен последних президентских выборов в Румынии. Причем фаворитом считался Понта, но победу одержал Йоханнес.
В настоящее время у румынского президента нет парламентского большинства, кроме того, против него ведется информационная кампания (например, во вторник СМИ сообщали, что румынские журналисты раскрыли несоответствие реальных и декларируемых доходов Йоханнеса, которое в период с 2004 по 2007 год составило €114 тыс.). Понте же предъявлено обвинение в злоупотреблении положением, в частности, в мошенничестве и легализации средств.
«ЛУКойл» ранее неоднократно обращался к румынскому президенту с просьбой о личной встрече, чтобы обсудить ситуацию вокруг НПЗ в Плоешти, но все призывы российской компании были проигнорированы. Из-за противостояния двух первых лиц государства румыны так и не могут окончательно решить проблему с «дочкой» «ЛУКойла», так как любое решение может быть истолковано в пользу Йоханнеса либо Понты.
«Сейчас Понта — ключевая фигура, именно после его вмешательства был снят арест с НПЗ «ЛУКойла» в прошлом году», — напоминает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Политолог указывает на то, что сейчас в Румынии идет жесткая борьба за власть и государственный аппарат старается не принимать необратимых решений до того, как не будет ясно, останется Понта во главе правительства или нет.