Снижение реальных доходов заставляет россиян экономить на поездках. Потенциальные пассажиры ищут способы сэкономить, а авиаперевозчики и пассажирские железнодорожные компании — варианты, как привлечь пассажира. Для этого авиакомпании вступают в борьбу не только друг с другом, но и с перевозчиками другими типами транспорта.
Скоростное железнодорожное сообщение частично оттянуло клиентов у авиакомпаний и вынудило их снижать цены на билеты для сохранения пассажиропотока и процента занятости кресел. Средний чек на маршруте Москва — Санкт-Петербург на авиабилеты в одну сторону в первом полугодии 2015 года составил 3130 руб., что на 1% ниже, чем в 2014 году, и почти на четверть (23%) дешевле, чем в 2013-м, свидетельствуют данные отчета, подготовленного сервисом Aviasales специально для «Газеты.Ru».
На направлении Москва — Санкт-Петербург за первое полугодие на поездах «Сапсан» было перевезено 1,883 млн человек, что на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В текущем году была увеличена периодичность курсирования поездов: в январе — июне 2015 года «Сапсанами» было совершено 3,6 тыс. рейсов, это на 16% больше прошлогоднего показателя.
Минимальная стоимость билетов на поезд «Сапсан» с мая составляет 1290 руб., но такой тариф найти на оставшиеся летние недели сложно. В среднем билеты на «Сапсан» в августе стоят от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Чтобы стимулировать потенциальных пассажиров выбирать авиарейсы, авиакомпании продолжают понижать тарифы: авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», понизила стоимость билетов между столицами до 2530 руб. Еще ниже тарифы у «Трансаэро»: цены на билет по маршруту Москва — Санкт-Петербург в одну сторону начинаются от 1832 руб. В ценовом диапазоне от 2 тыс. до 3 тыс. руб. предлагаются перелеты и другими российскими авиаперевозчиками — «Уральскими авиалиниями», «Сибирью» (S7).
Ситуация на направлении Москва — Нижний Новгород, где курсируют скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка», несколько отличается: стоимость авиабилетов на этом маршруте, несмотря на наличие скоростного железнодорожного сообщения, за последний год выросла. Но если за первое полугодие 2015 года цены на авиаперевозки из Москвы в Нижний Новгород подскочили на 54%, до 4905 руб. (по данным портала Biletix), то с увеличением частоты движения поездов на этом направлении в летние месяцы рост замедлился до 11%.
Международный опыт переключения транспортных потоков на ВСМ свидетельствует о том, что на расстояниях около 600 км предпочтение отдается поездам.
Например, после введения в строй ВСМ Сеул — Пусан авиасообщение на этом маршруте перестало пользоваться популярностью и вовсе было отменено, спрос на поезда возрос с 40 почти до 66% (из них 61,2% пассажиров предпочитают пользоваться услугами ВСМ). Оттянули у авиаотрасли пассажиров и высокоскоростные поезда между Парижем и Лионом. Согласно данным исследования, после введения в эксплуатацию скоростной линии пассажиропоток авиасообщения сократился с 31 до 6%, а спрос на поезда увеличился с 40 до 73% (из них 70% — это пассажиры ВСМ). Похожую динамику показывает и железнодорожное сообщение между Гамбургом и Франкфуртом: после введения в эксплуатацию ВСМ спрос на поезда вырос с 23 до 51% на фоне сокращения пассажиропотока авиасообщения — с 20 до 4%. В несколько раз, с 40 до 8%, сократилось количество пассажиров и на рейсах между Мадридом и Севильей: после запуска ВСМ между этими городами пассажиропоток на железнодорожном сообщении вырос с 16 до 62% (из них 61% — на поездах ВСМ).
На дальних направлениях, где от одного пункта назначения до другого более 1000 км, тенденция обратная. За последний год железная дорога на таких направлениях потеряла часть пассажирского потока.
По данным туристического сервиса «Туту.ру», маршрут Москва — Самара, занимавший в 2014 году 12-е место в рейтинге самых востребованных направлений, в первом полугодии 2015 года переместился на 15-ю позицию. Железнодорожные направления Москва — Пермь, Москва — Екатеринбург, Москва — Уфа, Москва — Оренбург, как и в первом полугодии 2014 года, опустились как минимум на 10 позиций вниз.
В среднем железнодорожные билеты по России выросли в цене на 4,4%, а по некоторым направлениям — на 10%. Так, средний чек за проезд на поезде из Москвы в Екатеринбург вырос в цене за год на 9%, до 4075 руб. по итогам первого полугодия. Билеты из Москвы в Пермь подорожали на 10,3%, до 3419 руб., в Самару — на 5,4%, до 3257 руб., в Уфу — на 6,8%, до 3364 руб.
Многие пассажиры предпочли путешествовать на самолетах. Во многом это решение было обусловлено стоимостью билетов: если на поезд билеты подорожали, то на самолеты — подешевели.
По данным Aviasales, средний чек на маршруте Москва — Екатеринбург на авиабилеты в одну сторону в первом полугодии 2015 года составил 4137 руб., что на 24% ниже, чем в 2014 году, и на 27,5% — чем в 2013-м. Похожая тенденция наблюдается и на других направлениях: средний чек на маршруте Москва — Пермь в первом полугодии 2015 года равен 3636 руб. (на 32% дешевле, чем в 2014 году, и на 40% — чем в 2013-м). Средняя стоимость билета из Москвы в Самару в первые шесть месяцев 2015 года составила 4173 руб.: на 7% дешевле, чем в 2014 году, и на 27% — чем в 2013-м. В Уфу авиабилеты также подорожали: средняя стоимость на этом направлении составила 3936 руб., что на 7% ниже, чем в 2014 году, и на 22% дешевле, чем в 2013-м.
При этом стоимость авиабилетов напрямую зависит от валютной ситуации: за лизинг самолетов авиакомпании платят в основном в валюте, а она подорожала за последние два года почти в два раза. Для заполнения избыточных провозных емкостей и в борьбе за пассажиров авиаперевозчики готовы снижать цены на билеты, вплотную приближая их к стоимости железнодорожной перевозки. Когда экономия составляет лишь несколько десятков или сот рублей (например, по маршруту Москва — Екатеринбург среднестатистическая разница между авиа- и железнодорожными билетами 62 руб.), пассажиры предпочитают пользоваться более быстрым способом добраться из пункта А в пункт Б, а именно авиасообщением.