На Украине сложилась кризисная ситуация с топливом на теплоэлектростанциях. По информации начальника госинспекции по эксплуатации электрических станций и сетей НЭК «Укрэнерго» Олега Коземко, угля на большинстве станций осталось на сутки.
Он упомянул Приднепровскую, Криворожскую, Змиевскую, Кураховскую ТЭС. Славянская ТЭС уже остановлена.
Пресс-служба ПАО «Донбассэнерго» сообщила, что причина остановки генерирующих мощностей «уже традиционная — отсутствие топлива (угля), а точнее, невозможность наладить его регулярные поставки на топливные склады электростанции». На складе станции 100 тонн угля. Правда, есть еще 18,1 тыс. тонн, но они арестованы правоохранительными органами и находятся на ответственном хранении.
Глава минэнергоугля Владимир Демчишин говорит, что к началу отопительного сезона на складах украинских ТЭС должно быть аккумулировано около 2,5 млн тонн угля, а «для прохождения отопительного сезона необходимо 4 млн тонн антрацита». Сейчас, по оптимистичным оценкам, есть только 1,5 млн тонн, что обеспечивает 20 дней работы, но уголь неравномерно распределен по станциям.
Премьер-министр Арсений Яценюк на пятничном совещании в Харькове назвал ситуацию в энергетике «катастрофической» и заявил, что на настоящий момент половина предприятий жилищно-коммунального сектора не готовы к зимнему отопительному сезону. В понедельник, 3 августа, он собирает антикризисный энергетический штаб.
По словам Арсения Яценюка, в проблемах виноваты профильное минэнергоугля и компании энергосектора.
Владимир Демчишин, в свою очередь, говорит, что на закупку угля и закачку газа в подземные хранилища (а этот процесс также сильно отстает от нормального графика) не хватает $1 млрд. Эти средства Украина ждет от международных финансовых институтов в виде займов.
У Украины начались проблемы с углем в прошлом году из-за вооруженного конфликта в Донбассе. Страна вынуждена была начать закупать топливо за рубежом, заключив контракт на поставку южноафриканского угля. Но тот оказался плохого качества, и теперь власти стараются следить за тем, что покупают.
«В прошлом году вы помните историю с южноафриканским углем, когда договор был подписан с достаточно широкой толерантностью либо, скажем так, с отсутствием ограничений по ряду параметров и возможностью предъявлять претензии в случае несоответствия качественных параметров по мере поставок углей на станцию. На данном этапе я поставил в приоритете более жесткое установление этих параметров», — говорит Владимир Демчишин.
В первом полугодии этого года, по данным государственной фискальной службы, Украина купила каменного угля и антрацита на сумму $857,566 млн. Больше всего угля было куплено в России ($364,668 млн), США ($231,714 млн) и Австралии ($68,956 млн).
При этом энергетики вынуждены закупать уголь и в неподконтрольных Донецкой и Луганской народных республиках. По словам Владимира Демчишина, госкомпания «Центрэнерго» получает «от 15 тыс. до 20 тыс. тонн ежесуточно» (условия этих поставок неизвестны). Но указанного объема недостаточно, чтобы обеспечить потребности украинских энергетиков.
Параллельно с поиском денег минэнергоугля ведет переговоры и с поставщиками угля на осенне-зимний период.
«Буквально сегодня (30 августа) приезжают представители большого европейского трейдера, которые готовы поставлять уголь из России и морем по достаточно адекватным ценовым параметрам. Они приезжают на подписание в «Центрэнерго». И надеюсь, что, условно говоря, сегодня-завтра договор будет подписан», — говорит министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. На момент подготовки данного материала информации о заключении контракта не поступало.
Однако даже если украинские власти найдут деньги (например, возьмут из очередного кредитного транша МВФ на $1,7 млрд, который должен поступить в начале следующей недели) и оперативно заключат контракты, это не спасет ситуацию.
Угля, как уже отмечалось, на ТЭС осталось на считаные дни. И вероятнее всего, придется идти на непопулярные меры и наращивать закупку топлива у Донецка и Луганска, а также разблокировать те объемы, которые арестованы правоохранителями. Но даже это может не помочь, а значит, в ближайшие дни могут начать останавливаться станции, что чревато веерными отключениями подачи электроэнергии.
Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, в беседе с «Газетой.Ru» рассказал, что из-за проблем с топливом на ТЭС с 27 июля Украина возобновила импорт электроэнергии из России (это поможет избежать массовых отключений потребителей). Но цена «в розетке» этой импортной электроэнергии выше, чем собственной.
В целом, на его взгляд, сложившаяся в энергетике ситуация — «это провал подготовки к отопительному сезону с надеждой на повторение теплой зимы 2014–2015 годов». Эксперт отмечает, что для решения проблем надо «расшить долги по системе, от потребителей (кстати, бюджетных) до зарплат шахтерам». По его оценке, цена вопроса — 4,5 млрд грн (порядка $180 млн).
Кроме того, Валентин Землянский считает, что энергокомпаниям надо дать возможность напрямую закупать уголь в шахтах, а не через госпосредника, «соответственно, дать шахтам рыночную цену 1,5 тыс. грн за тонну, а не 1,1 тыс., как считает Демчишин». Надо также увеличить тариф для ТЭС до экономически обоснованного, с 84 коп./кВтч до 1,15 грн/кВтч.
Необходимо договариваться и с Луганском и Донецком. По словам эксперта, «там в вагонах застряло 2 млн тонн антрацита». Но вывезти их в полном объеме проблематично, поскольку разрушена железная дорога, а чтобы ее починить, нужно прекратить боевые действия и установить полноценный режим тишины. Но договориться об этом стороны конфликта пока не могут.
В общем, все в руках правительства, которое зачастую принимает политизированные и экономически необоснованные решения. «Мне кажется, что власть вошла в клинч сама с собой», — резюмирует Валентин Землянский.