Украина недостаточно активно готовится к отопительному сезону. Об этом заявил в понедельник глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе оперативного совещания, посвященного итогам работы за первую неделю июля. Миллер напомнил, что с 1 июля Киев прекратил закупать российский газ. Но при этом и резко снизились объемы, получаемые Украиной по реверсу из Европы.
Если в июне объем поставок природного газа достигал 30,9 млн кубометров в сутки, то в июле он не превышает 13,7 млн кубов, сокращение составило 56%. «Сократилась закачка в украинские газовые хранилища, среднесуточный объем закачки в начале июля снизился на 47% по сравнению с июньским показателем», — подчеркнул глава «Газпрома».
В «Укртрансгазе» «Газете.Ru» подтвердили снижение реверса до 13,6 млн кубов в сутки, однако от дальнейших комментариев отказались. «Нафтогаз Украины» на запрос о комментарии не ответил.
Миллер отметил, что Европа, в свою очередь, активно готовится к осенне-зимнему периоду. В частности, поставки российского газа в Германию в начале июля выросли на 13% по сравнению с июнем и на 29,7% по сравнению с июлем 2014 года.
С 1 июля Украина отказалась закупать российский газ, так как скидка $40 за 1 тыс. кубометров, предоставленная Россией, Киев не устраивает. С учетом такой скидки цена 1 тыс. кубометров газа составляет $247,18 (на уровне второго квартала).
«Эта цена вполне рыночная, на уровне цен для соседних с Украиной государств, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — В Словакию, например, «Газпром» продает газ даже несколько дороже».
Однако, по мнению украинского министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, цена должна быть на уровне $205–207 за 1 тыс. кубов. Российский президент Владимир Путин ранее недвусмысленно заявил, что сохранить скидку в полном объеме Россия не имеет возможности из-за рухнувших цен на нефть (цена долгосрочных контрактов «Газпрома» привязана к нефтяным котировкам. — «Газета.Ru»).
«Снижение реверса на Украину может быть отчасти связано с тяжелой финансовой ситуацией в стране, — полагает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — С другой стороны, Киев мог ожидать лучшей цены от России и просто не законтрактовал часть объемов из Европы».
Версию о нехватке средств в украинском бюджете косвенно подтверждает тот факт, что правительство Украины объявило о создании энергетического кредитного фонда объемом $1 млрд.
Предполагается, что фонд будет наполняться за счет средств частных инвесторов, которые в обмен получат государственные облигации. Собранные средства будут направлены как раз на закупку импортного газа, управлять ими будет «Нафтогаз».
Из-за отказа от закупок из России и снижения реверсных поставок Украина может не успеть к зиме заполнить до необходимого уровня свои подземные газохранилища. Согласно данным Ассоциации операторов газохранилищ на воскресенье, в украинских ПХГ накоплено 12,131 млрд кубометров. И если в июне максимальный суточный уровень закачки превышал 70 млн кубов, то в июле он снизился до 36 млн. А украинские ПХГ важны не только для самой Украины — их запасы используются в зимний сезон и для обеспечения бесперебойного транзита в Европу в периоды пикового спроса. Ранее глава российского Минэнерго Александр Новак говорил, что для успешного прохождения зимы в украинских ПХГ должно быть около 19 млрд кубов. Таким образом, на закупку необходимых объемов у России Украине потребуется около $1,7 млрд.
«Заявление Миллера — сигнал в первую очередь Европе, — говорит Константин Симонов. — Однако, вероятнее всего, в случае перебоев с транзитом ЕС основную ответственность возложит не на Украину, а на Россию, как это уже было в 2009 году».
По словам главы ФНЭБ, определенная юридическая логика в этом есть, так как в контрактах «Газпрома» прописываются пункты, до которых он должен доставить газ, и пункты эти располагаются на границе Украины с европейскими государствами-потребителями. «С другой стороны, де-факто именно Украина не может заполнить ПХГ и угрожает транзиту», — отмечает Симонов.
Ранее Киев напрямую обратился к Еврокомиссии с просьбой о выделении средств на закупку газа. Вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович 1 июля говорил, что уже была одобрена макрофинансовая помощь на €1,8 млрд, из которых €600 млн должны быть мобилизованы до конца месяца.
«Но мы должны увидеть финансовый план по обеспечению газом, который должны представить «Нафтогаз» и власти Украины, — подчеркнул Шефчович. — Мы также хотим видеть, как много газа может быть направлено в хранилища за счет собственной добычи, как они планируют мобилизировать средства, как они видят мобилизацию денег, которые были предоставлены за счет различных инструментов финансовой помощи. Затем мы будем готовы содействовать, но сначала мы должны увидеть эту домашнюю работу».