Электрички не досчитаются субсидий. К 1 июля сумма субсидий на оплату выпадающих доходов за организацию пригородных перевозок увеличилась всего на 7,9%, или 600 млн, до 8,2 млрд руб. На начало 2015 года в бюджетах регионов было запланировано на эти цели 7,6 млрд руб.
Субсидии в 2015 году, как прогнозируют в РЖД, удастся еще увеличить до 10,2–10,7 млрд руб. К такому результату в монополии рассчитывают прийти в результате переговоров между пригородными пассажирскими компаниями (ППК), РЖД, Минтрансом и органами исполнительной власти российских субъектов.
Но и этой суммы, по оценкам РЖД, недостаточно: потребность ППК в субсидиях на текущий год составляет сумму на 22–25% выше — 13,2 млрд руб.
В начале 2015 года в российских регионах было сокращено количество электричек из-за конфликта между местными властями и руководством пригородных транспортных компаний, которые не смогли договориться о сумме компенсации расходов ППК из региональных бюджетов. В январе 2015 года было отменено движение более 300 электричек в 39 регионах страны. В Волгоградской области пригородное железнодорожное сообщение было полностью отменено. В феврале, после критики со стороны президента России Владимира Путина, движение было восстановлено.
С целью сократить расходы ППК на электрички, которые являются социально важной инфраструктурной услугой, правительство предприняло несколько шагов. Во-первых, постановлением правительства в феврале был снижен льготный коэффициент к инфраструктурному тарифу с 25 до 1%. Для компенсации недополученных в результате такой меры доходов РЖД из федерального бюджета были выделены дополнительные 8,8 млрд руб. (помимо ранее одобренных 25 млрд руб.). Во-вторых, в апреле на срок до конца 2016 года был снижен до нуля НДС для ППК (ранее он составлял 18%). Эта мера позволит сократить расходы ППК на 8 млрд руб. за один 2015 год.
Но РЖД настаивает на том, что нулевую ставку НДС необходимо продлить на более длительный срок, а лучше — вообще присвоить бессрочный статус.
Структура расходов пригородных перевозчиков выглядит следующим образом: около 50% покрывается за счет продажи билетов пассажирам, на долю региональных бюджетов приходится около 8% расходов. Но региональные власти не согласны с таким распределением финансирования, поскольку считают объявленные ППК тарифы экономически необоснованными. Из-за несогласия с существующими тарифами к концу первого полугодия 2015 года многие регионы не рассчитывались еще и за 2014 год.
«Задолженность субъектов за услуги ППК за 2014 год не погашена. Общая задолженность регионов перед ППК составляет свыше 6 млрд руб.», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД.
Сложившаяся ситуация с пригородным железнодорожным сообщением неизбежно движется к повышению тарифов для потребителей. В некоторых регионах стоимость за последний год возросла кратно. Так, самый высокий тариф установлен в Республике Бурятия. Он составляет 108 руб. за 10-километровую зону. В Амурской области тариф составляет 58 руб., в Удмуртской Республике — 42 руб., в Забайкальском крае — 35 руб.
«Пока перспектив найти всех устраивающее решение этой проблемы нет»,
— считает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. По его словам, пока вопрос источников дополнительного финансирования пригородных пассажирских железнодорожных перевозок остается нерешенным.
«В данном случае колесо изобрести не получится. Существует мировая практика: без государственных субсидий пассажирских перевозок не бывает», — уверен заместитель генерального директора ИПЕМ Савчук Владимир. По его словам, вопрос источников финансирования таких обязательств должен быть решен между федеральным центром и регионами. При этом, отмечает Савчук, решить вопрос о прозрачности тарифов ППК возможно путем разработки «соответствующей методики расчетов Федеральной службой по тарифам». «Но наличие методики и расчетов, обосновывающих ставки аренды за подвижной состав, никак не добавят финансовых средств в региональные бюджеты. Поэтому проблема сама собой не исчезнет», — подчеркивает замдиректора ИПЕМ.
В случае резкого увеличения тарифов для пассажиров, по мнению Долматова, может произойти существенный отток пассажиров с железнодорожного на другие виды транспорта, а это в конечном итоге негативно скажется на доходах ППК.
«Максимум, что можно сделать, это увеличить тарифы не опережающими инфляцию темпами», — заключил эксперт.