Правительство России и крупнейшие российские компании готовы увеличить инвестиции в развитие Арктического региона. Об этом договорились участники проходившей на ПМЭФ дискуссии, посвященной развитию Арктики.
«Рассматривать Арктический регион нужно как новый национальный мегапроект», — заявил замминистра Минэкономразвития Александр Цибульский. Арктика для России сегодня — «геостратегический приоритет». С учетом объема арктической территории, занимаемой Россией, по его словам, нет другого выхода, как быть лидером в исследовании и развитии этого региона.
Сейчас развитие это идет по трем основным направлениям — энергетическому, транспортному и научному.
При этом исследования региона до сих пор остаются одной из немногих площадок для международного сотрудничества, отметил президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» Артур Чилингаров.
Главная задача на ближайшее время — это развитие добычи полезных ископаемых. По данным Российского газового общества, российская часть арктического шельфа скрывает в недрах около 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, в том числе 69,5 трлн кубометров природного газа. Это в десятки раз превосходит количество извлекаемых ресурсов нефти и газа Арктического морского сектора США, доказанные запасы которого более 3,3 млрд т нефти и 3 трлн кубометров газа.
Наличие такого объема полезных ископаемых привлекает в арктический шельф и американские компании. В начале мая администрация президента США Барака Обамы выдала компании Shell предварительное разрешение на буровые работы на арктическом шельфе.
Однако деятельность российских и американских нефтяных компаний в Арктике вызывает критику со стороны экологов.
Они предсказывают, что в случае аварии на буровой платформе в северных широтах разлив нефти может в несколько раз превысить масштабы катастрофы на платформе Deep Water Horizon в Мексиканском заливе, а экология региона будет восстанавливаться на протяжении как минимум 30 лет.
С позицией экологов, впрочем, не согласны подавляющее большинство россиян: по данным общероссийского опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), 68% россиян считают допустимой разработку месторождений и добычу полезных ископаемых в Арктике. При этом лишь 10% считают, что делать этого нельзя.
Социологи отмечают, что так было далеко не всегда: менее двух лет назад сторонников и противников добычи ископаемых в этих землях было практически поровну (45 и 42% соответственно).
Сходятся позиции общества и бизнеса и по вопросу необходимости развития Арктического региона в целом: две трети россиян считают, что обладание частью арктического побережья полезно для России (лишь 6% придерживаются противоположного мнения).
Чаще всего польза трактуется в категориях экономической выгоды («полезные ископаемые, биоресурсы, Северный морской путь»), но нередко респонденты говорят о стратегическом значении арктических территорий («морской флот, граница, защита»; «точки для запуска баллистических ракет»), об абсолютной ценности любых земель.
Кроме ископаемых Арктика интересует Россию с транспортной точки зрения, так как северная территория рассматривается в качестве более дешевой альтернативы Суэцкому каналу для транспортировки грузов.
Так, например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль. Это может значительно удешевить стоимость перевозок, отмечает генеральный председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.
Впрочем, обладая огромным транспортным и энергетическим потенциалом, Арктический регион продолжает оставаться одной из самых слаборазвитых территорий в России. Как отмечают эксперты, в следующее десятилетие конкуренция за Арктику между странами будет только нарастать. При этом в гонку за доминирование в регионе помимо «традиционных» членов Арктического совета включатся и новые игроки, например такие как Индия и Китай.
Об «арктической гонке» говорят и в Штатах. В начале мая американский военный аналитик Дэвид Хант в своей статье для издания American Thinker указал, что, если США уступят России в Арктике, они рискуют проиграть энергетическую войну.