Британо-нидерландская Royal Dutch Shell и украинская «Укргаздобыча» (структура «Нафтогаза Украины») закрывают проект по поиску и разведке углеводородов в Харьковской области. Об этом Shell сообщила в четверг в своем релизе. Партнеры прекратили действие договора о совместной деятельности, придя к выводу, что дальнейшая работа в рамках проекта является экономически нецелесообразной.
Речь шла об изучении перспектив добычи газа из уплотненных песчаников, для чего в Харьковской области было пробурено две поисковые скважины: Беляевская-400 в Первомайском районе и Ново-Мечебиловская-100 в Близнюковском районе. Теперь эти скважины готовят к рекультивации.
«Разведка и добыча действительно являются экономически нецелесообразными», — комментирует украинский эксперт в сфере энергетики, бывший глава пресс-службы «Нафтогаза» Валентин Землянский.
По его словам, ожидаемая себестоимость добычи сланцевого украинского газа должна была составить около $250 на 1 тыс. кубометров. Учитывая нынешнее падение нефтяных цен (а именно к ним привязаны цены долгосрочных газовых контрактов в Европе), реализация газа, добытого на Украине, может даже не покрыть затраты.
«Кроме того, Верховная рада повысила ренту на добычу газа с 20 до 70%, — напоминает Землянский, — что также негативно сказывается на рентабельности добычи».
Кроме того, эксперт отметил общие риски добычи газа из сланцевых пород. «Опыт добычи в соседней с Украиной Польше показал бесперспективность такой добычи — из 68 разведочных скважин промышленного дебета газа не дала ни одна», — указывает Землянский.
Это уже не первый случай, когда Shell отказывается от работ на Украине. В прошлом году компания заявила о приостановке работ на Юзовской площади, которая располагается на территории Харьковской и Донецкой областей. В 2013 году Shell заключила договор о сотрудничестве с компанией «Надра Юзовская», совладельцем которой является сын экс-президента Украины Александр Янукович (по неофициальным данным, Янукович-младший в действительности контролирует эту компанию).
Запасы Юзовского месторождения оценивались в 4 трлн кубометров газа (речь идет все о том же сланцевом газе), Shell планировала направить на геологоразведку $500 млн. В целом инвестиции оценивались в $10 млрд. В ноябре 2013 года Shell сообщила о положительных результатах бурения на Юзовском.
Однако летом 2014 года Royal Dutch Shell заявила о прекращении работ на Юзовском в связи с военными действиями в регионе. В начале марта 2015 года компания говорила, что в ближайшее время возобновлять бурение не намерена.
Также о своих намерениях выйти из проекта по освоению Олесского «сланцевого» месторождения в декабре 2014 года заявила американская Chevron. Запасы месторождения оценивались в 3 трлн кубометров, ожидалось, что Олесское сможет давать 10 млрд кубометров в год. Свой уход американцы тогда объяснили тем, что украинские власти не выполняют контрактные обязательства, однако не уточнили, какие именно. По неофициальной информации, Минфин Украины к условленному сроку (18 ноября 2014 года) не привел собственные же нормативные акты в соответствие с действующим украинским законодательством.
Кстати, в феврале министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин говорил, что Shell и Chevron останавливают работы по украинским проектам не только из-за цен на нефть и результатов бурения, но и в связи с тем, что они не получают возмещения по НДС. Демчишин заявил, что минэнерго и Государственная фискальная служба Украины намерены решить этот вопрос. По словам главы украинского минэнерго, это может повлиять на решение компаний по украинским проектам.
«Для Украины уход Shell — это уже даже не сигнал, это удар в колокол о том, что западные компании не готовы работать в секторе добычи газа вследствие нестабильного законодательства и отсутствия гарантий защиты прав инвесторов», — говорит Валентин Землянский.