На фоне обсуждения в правительстве ситуации с ценами в российских магазинах российские ритейлеры и ряд аптечных сетей объявили о заморозке цен на самые важные категории лекарств и продуктов.
В среду о заморозке цен на препараты, входящие в специальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) заявили представители группы компаний A.V.E. Group, которой принадлежит несколько аптечных сетей. «В связи с нестабильностью курса валют для предотвращения роста цен на лекарства аптеки «Горздрав» создали шестимесячный запас лекарств и заморозили цены на уровне ноября», — заявил в среду председатель совета директоров группы компаний Темур Шакая. — «Старый лекарь» и «Аптечная сеть 36,6» заморозили цены на весь перечень жизненно важных лекарственных препаратов, лекарственных средств для лечения тяжелых и хронических заболеваний, препаратов, популярных у социально незащищенных слоев населения».
Другие аптечные сети о готовности временно заморозить цены на какие-либо товары пока не сообщили. Оперативный комментарий от аптечной сети «Ригла» на момент сдачи заметки получить не удалось.
Схожая ситуация и на рынке продовольственных товаров. Участники отраслевой организации — Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) объявили в среду о решении ограничить дальнейший рост цен на не менее чем 20 социально значимых товаров первой необходимости сроком на два месяца. Об этом говорится в пресс-релизе компании.
Как следует из сообщения, данную инициативу уже поддержали торговые сети «Магнит», Х5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», «О'Кей», Billa, «Утконос» и др. Каждый ритейлер самостоятельно определил, на какие продукты из перечня социально значимых продовольственных товаров будет остановлен рост цен, состав корзины замороженных цен.
Как уточнили «Газете.Ru» в АКОРТ, окончательного решения по единым мерам пока нет: в настоящее время идет обсуждение комплекса мер по поддержке потребителей, а предложения согласуются с различными ведомствами. Тем не менее вице-премьер России Аркадий Дворкович уже одобрил данную инициативу продовольственных бизнесменов.
Впрочем, от заморозки цен на социально важные и жизненно необходимые товары легче потребителям не станет, констатируют эксперты. Цены на медикаменты уже успели сильно вырасти, а маржа аптек на лекарства перечня ЖНВЛП и так законодательно ограничена.
Многие отечественные сети торгуют жизненно важными товарами с минимальной наценкой, говорит «Газете.Ru» директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Это связано с тем, что аптечные сети и так серьезно ограничены в возможностях повышения цены. В России каждый субъект устанавливает предельный размер торговых надбавок на препараты из ЖНВЛП в зависимости от их стоимостной категории. К тому же по наиболее важным лекарствам потребители оценивают общий уровень цен в аптеке, поэтому сильно повышать стоимость препаратов из перечня бизнесу невыгодно. «Сдерживание цен на жизненно важные препараты в аптечной рознице явление не уникальное, поэтому сеть просто проводит грамотную пиар-кампанию», — подытоживает аналитик. Помимо этого, аптеки группы компаний A.V.E., второй по величине аптечной сети в России, занимают всего 3,1% рынка, поэтому значимого эффекта от такой заморозки ждать не стоит, считает он.
В 2015 году жизненно необходимые лекарства росли в цене, но темпами ниже уровня инфляции — за январь повышение составило 3,4%, сообщила в ходе парламентского часа министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Что касается лекарств не из перечня ЖНВЛП, то есть более половины препаратов на российском рынке, то стоимость этих препаратов будет расти сопоставимо с ростом стоимости импорта и увеличением издержек российских производителей. Как говорит Беспалов, большинство таких препаратов уже выросло в цене на 20–30%, а по некоторым позициям в аптечных сетях фиксировался рост на 50–100%. В 2015 году темпы роста цен на них могут ускориться, считает он.
На рынке продовольственных товаров основной рост цен уже произошел, поэтому фиксация цен — это также заявления для поддержки престижа сетей.
«За счет сообщений о заморозке цен у сетей растет трафик, — объясняет аналитик БКС Марат Ибрагимов. — Один ритейлер говорит, что он остановил рост цен, а другой нет, и это становится аргументом для покупателя в пользу выбора одной из сети». По мнению аналитика, в краткосрочной перспективе такой ход поможет ритейлерам «безболезненно» продемонстрировать лояльность покупателям и регулирующим органам, поскольку основной инфляционный шок уже состоялся. В то же время доля социально значимой продукции на рынке очень небольшая. Десяток наименований — это доля процента, поэтому потребители могут не заметить заморозки цен.