Киев не внес своевременно предоплату за газ, поставки могут прекратиться через два дня, заявил во вторник «Газпром». По словам главы монополии Алексея Миллера, предоплаченных у «Нафтогаза Украины» осталось лишь 219 млн кубометров. А на внесение оплаты у украинской компании уходит около двух дней.
«Поэтому поставка газа на Украину в объеме заявки 114 млн кубов газа (именно столько требует Киев. — «Газета.Ru») уже всего через два дня приведет к полному прекращению поставки российского газа на Украину, — подчеркнул Миллер. — Что создает серьезные риски для транзита газа в Европу».
Заявление Миллера является реакцией на обвинение, выдвинутое «Нафтогазом» в адрес «Газпрома» в понедельник. Украинская компания заявила, что «Газпром» нарушает брюссельские соглашения прошлого года, не выполняя заявку на поставки газа. «Нафтогаз» обратился к «Газпрому» за разъяснением, почему российская компания в срок не выполнила заявку на 114 млн кубометров, поставив лишь 47 млн кубов.
Украинская компания указывает, что, согласно заключенным соглашениям, покупатель может запрашивать до 114 млн кубов, а продавец обязан выполнить заявку, если она была подана за два дня (запрос был подан 19 февраля). Допустимое отклонение от запрошенного объема составляет не более 6%, то есть вместо 114 млн кубов «Газпром» должен был поставить не менее 107 млн кубометров. При этом, по данным «Нафтогаза» на 23 февраля, остаток внесенной предоплаты позволял украинской стороне закупить 287 млн кубов.
«Нафтогаз» считает такое невыполнение заявки нарушением как контракта на поставку газа между компаниями, так и трехстороннего юридически обязывающего протокола, подписанного министром энергетики России Александром Новаком, еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером и министром энергетики Украины Юрием Проданом 30 октября 2014 года в Брюсселе», — говорится в релизе украинской компании.
«Нафтогаз» предупреждает, что о нарушении контракта и брюссельского договора в понедельник были извещены кабмин Украины, Еврокомиссия и секретариат Энергетического сообщества.
Позднее во вторник «Нафтогаз» заявил, что не может вносить предоплату, пока не будет уверен в соблюдении «Газпромом» брюссельских договоренностей.
В середине июня прошлого года «Газпром» прекратил поставки газа на Украину из-за крупного долга «Нафтогаза». До октября Украина существовала в основном за счет реверсных поставок газа из Европы. «Газпром», кстати, неоднократно предупреждал, что ситуация угрожает транзиту российского газа в Европу, так как в отопительный период и украинским, и европейским потребителям требуется больше газа, а если Украине не хватит топлива, она может начать отбор из транзитных объемов.
В октябре после долгих переговоров с участием представителей ЕС Россия и Украина договорились о возобновлении поставок, но лишь при условии хотя бы частичного погашения Киевом долга за газ и только на условиях предоплаты. В первом квартале российский газ для Украины стоит $329 за 1 тыс. кубометров.
В «Газпроме» от дополнительных комментариев отказались.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также отмечает, что у Украины в данной ситуации есть аргументы для обвинения «Газпрома» в нарушении договоренностей. «Однако ситуацию это не меняет», — говорит эксперт. По его словам, логика Украины сейчас заключается в том, чтобы не допустить поставки российского газа в Донбасс за счет «Нафтогаза».
В прошлый четверг поставки газа с Украины в самопровозглашенные Донецкую и Луганскую республики прекратились, однако Россия оперативно нарастила объемы на 12 млн кубов, которые пошли в ДНР и ЛНР в обход территории, контролируемой Киевом. Украинские власти тогда же заявили, что платить за этот газ не намерены.
«Сейчас Украина пытается как можно скорее отобрать уже оплаченный газ, чтобы он не достался Донбассу», — говорит Симонов и напоминает, что до прошлого четверга Киев отбирал лишь 30 млн кубов в день, а теперь требует максимальные 114 млн кубов.
По словам главы ФНЭБ, основная проблема сейчас заключается в том, что так или иначе в ближайшие дни поставка газа на Украину прекратится — так как Киев, очевидно, не захочет вносить предоплату, опасаясь, что «Газпром» зачтет в ее счет и донбасские поставки. «Вероятно, коммерческий спор по поводу этих поставок неизбежен, — полагает Симонов. — Но основная угроза сейчас в том, что Украина остается без газа, и тут только два варианта — ограничивать собственное потребление или начинать несанкционированный отбор из транзитных объемов, о чем и говорил Миллер».