Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Просить нельзя уйти

«Аэрофлот» не планирует подавать заявку на получение госгарантий

Авиакомпании начинают принимать решения о подаче заявок на получение госгарантий от правительства. Мера должна поддержать отечественных авиаперевозчиков в кризисное время. Однако гарантии не смогут спасти всех, констатируют эксперты.

Российский авиаперевозчик «Аэрофлот» пока не планирует подавать заявку на получение госгарантий. «Аэрофлот не планировал и не планирует обращаться за госгарантиями. Включение в список системообразующих предприятий – это логично. Аэрофлот является гарантом сохранения авиационных перевозок на ВВЛ и на МВЛ», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе авиакомпании. Минэкономразвития включило «Аэрофлот» в список 199 крупнейших предприятий, находящихся в российской юрисдикции, которые могут рассчитывать на получение госгарантий в приоритетном порядке.

Помимо «Аэрофлота» в список стратегических предприятий также вошли «Трансаэро», авиакомпания «Сибирь», «Уральские авиалинии», а также «ЮТэйр». На этих пять перевозчиков в 2014 году пришлось около 75% всего пассажиропотока, или 69,7 млн пассажиров.

Включение авиакомпаний в список стратегических предприятий России стало одним из этапов программы господдержки отечественных авиаперевозчиков, ранее принятой правительством. Согласно утвержденному «Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» государство предлагает субсидировать часть затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008–2015 годах.

Впрочем, как отмечают эксперты, при текущем уровне господдержки некоторые авиакомпании могут уйти с рынка уже к лету.

«Думаю, что оптимизм у тех, кто не поддерживал мнения, что мы находимся в кризисной ситуации, уменьшится, а у тех, кто пессимистично относился, — пессимизма еще добавится. Я боюсь, что к лету подойдут не все компании или их объем бизнеса станет меньше», — заявил в интервью «Коммерсанту» глава АЭВТ Владимир Тасун.

Основными статьями расходов авиакомпаний являются, по данным Минтранса, расходы на авиакеросин (от 19,5 до 28,9%); аэропортовые сборы, наземное обслуживание, аэронавигация (15,5–20,9%); лизинговые и таможенные платежи, техническое обслуживание парка авиасудов (8,7–11,6%); расходы на оплату труда пилотного состава (5,1–9,9%).

Существенную долю занимают расходы на обслуживание кредитов (11,9–21,7%), которые нужны авиакомпаниям для поддержки приемлемого уровня cash flow. Впрочем, с 2014 года проблема получения новых займов для авиакомпаний встала очень остро. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых займов и не предлагают новых. Из-за падения курса рубля увеличились издержки авиакомпаний на лизинг и обслуживание воздушных судов.

Как указывают эксперты, повышение курса доллара по отношению к рублю сыграло немаловажную роль в сложившейся на авиарынке ситуации, так как расходы на лизинг воздушных судов, номинированные в долларах, увеличились пропорционально курсу валюты.

Наиболее напряженная ситуация сейчас у одного из крупнейших отечественных авиаперевозчиков «ЮТэйр». Кредиторы авиакомпании в лице Альфа-банка пытаются взыскать с «ЮТэйр» $42,4 млн и 116 млн руб. просроченных выплат по кредитам, а также добивается ареста принадлежащего компании имущества. Впрочем, в «ЮТэйр» все еще надеются преодолеть кризис, запустив программу оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год, о которой авиакомпания объявляла летом. В программу входят отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК «ЮТэйр» приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала. Сейчас перевозчик ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013–2015 и 2013–2016 годы соответственно. 10 февраля 2015 года глава авиакомпании Андрей Мартиросов объявил о том, что авиакомпания продаст 12 самолетов Airbus А321.

Помимо решения о продаже части авиационного парка, «ЮТэйр» 8 февраля подала заявку на получение государственных гарантий. «Учитывая непростую ситуацию на российском авиационном рынке и те сложности, с которыми столкнулась авиакомпания, «ЮТэйр» подала заявку на получение госгарантии», — отметил представитель авиакомпании. Запрошенная «ЮТэйр» сумма не называется. Непростая ситуация и в «Трансаэро». В конце января российское правительство предоставило авиакомпании госгарантию по кредиту на 9 млрд руб. Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией, исполнение авиакомпанией обязательств по кредитному договору, а также расходы на выплату вознаграждений ее руководящему составу будет Минтранс. 28 января кредит на данную сумму сроком на три года был выдан банком ВТБ.

В банке отмечают, что «заемные средства предназначены для финансирования основной операционной деятельности авиаперевозчика. Исполняющим подразделением по сделке выступил воронежский филиал банка. Впрочем, как отмечают в правительстве, включение в список стратегических предприятий еще не гарантирует автоматической помощи в любых ситуациях. Как отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, список стратегических предприятий не рассматривается как закрытый и используется в качестве ориентировочного. При этом критерии зачисления в список чисто статистические: в него попали предприятия, уже активно работающие с отраслевыми антикризисными комиссиями и с регионами, причем основным интересом властей по отношению к ним являются поддержание занятости и сохранение рабочих мест.

Включение в список стратегических вряд ли решит проблему компаний с большой долговой нагрузкой, констатируют эксперты.

«Если смотреть с общеэкономической позиции, включение в список авиакомпаний вряд ли поможет исправить положение в отрасли. Необходимо улучшать среду, а не финансировать демпинг. Заливать деньгами рынок, где идет жесточайшая ценовая война и где игроки рынка работают ниже себестоимости, означает поддержание нерыночных условий,

— говорит «Газете.Ru» директор компании Infomost Борис Рыбак.

Для того чтобы этого избежать, необходимо сделать, чтобы компании работали с выгодой. То, что происходит сейчас, — это интенсификация генерирования убытков, таким образом вливание денег не решит проблему, а просто сделает долги авиакомпаний еще больше, резюмирует эксперт.

Новости и материалы
Россияне стали больше покупать кондиционеры
Названы главные опасности для домашнего животного на даче
Россиянам рассказали о неприятных сторонах рассрочки
Лавров рассказал о дружбе Чилингарова с дипломатическим корпусом РФ
Российские ВКС уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
В цирке Обнинска медведица напала на дрессировщика во время выступления
Турецский журналист подвергся нападению в США в прямом эфире
В Воронежской области отменили режим опасности атаки БПЛА
Украинцев призвали искать на зиму друзей с отоплением на дровах
Бивол защитил два титула чемпиона мира
Врач предупредила об опасности лечения детей Оземпиком
ВС США назвали даты тестовых пусков МБР Minuteman
Одна из крупнейших партий Германии подверглась масштабной кибератаке
В Иране задержаны участники собрания сатанистов
Опасность атаки БПЛА объявили в Воронежской области
На Западе сообщили об охоте российских FPV-дронов на ВСУ
Россиянам назвали цели, на которые никогда нельзя брать кредит
К иску ЮАР к Израилю присоединится еще одна страна
Все новости