Саудовская Аравия снижает цены на нефть для своих покупателей в Азии. Национальная компания СА Saudi Arabian Oil снизила поставочные цены на нефть марки Arab Light на $0,9 за баррель.
Теперь саудовская нефть на $2,3 дешевле нефти основных ближневосточных поставщиков (Омана и Дубая). Это самый большой дисконт за 14 лет, пишет Bloomberg.
Arab Light на биржах не котируется, однако, по оценкам аналитика банка «Уралсиб» Алексея Кокина, сейчас ее цена составляет $55,23 за баррель.
О намерении снизить цены для азиатских потребителей саудиты (а также Кувейт и Ирак) объявили еще в конце прошлого года. Причем речь тогда шла о снижении на $2–4 за баррель, и заявление это прозвучало уже после того, как в ноябре 2014 года Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) с подачи той же Саудовской Аравии отказалась сокращать нефтедобычу для поддержания падающих цен на нефть. Саудиты тогда заявили, что низкие цены на нефть позволят убрать с рынка неэффективных добытчиков, нефть которых конкурирует с саудовской, в первую очередь компании, добывающие сланцевую нефть в США.
Но в числе конкурентов также назывались Бразилия и Россия. При этом СА заявляла, что может выдержать низкие цены на протяжении нескольких лет, так как себестоимость добычи саудовской нефти составляет лишь $4–5 за баррель.
Однако в конце января уже сама Саудовская Аравия заявила, что нефть «упала слишком низко», но при этом отметила, что не будет пытаться сбалансировать рынок. На тот момент нефть колебалась на уровне $48–49 за баррель. Сейчас отмечается некоторый рост. Так, в пятницу нефть североморской марки Brent, к которой привязана цена российской Urals, торговалась немногим выше $58 за баррель. Эксперты отрасли уже несколько дней говорят, что в ближайшее время котировки могут пробить психологическую отметку $60.
«Декларируемое сейчас снижение цен на мартовские фьючерсы для Азии не является попыткой оказать давление на мировые цены, — комментирует вице-президент Argus Вячеслав Мищенко. — Это попытка удержать свою долю на мировом рынке за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона».
По словам эксперта, саудиты вынуждены переориентироваться с рынка Северной Америки на другие рынки. И теперь СА приходится конкурировать в Азии со своими соседями по Персидскому заливу, тем же Оманом и Дубаем.
Аналогичную точку зрения высказывает и Алексей Кокин. «Для мировых нефтяных цен снижение цены на саудовскую нефть, конечно, является негативом — один игрок явно пытается переиграть других за счет ценовой войны, но в моменте влияния на котировки не оказывает», — отмечает эксперт.
Но при этом Кокин предупреждает, что, например, на китайском рынке нефть из Саудовской Аравии может начать конкурировать с российским сырьем. По словам аналитика, стоимость российских поставок в КНР сейчас составляет около $59 за баррель.
Впрочем, Кокин отмечает, что практически все добываемые сейчас в СА объемы уже законтрактованы и для наращивания доли на китайском рынке саудитам придется соответственно увеличить добычу. Но как раз это для Саудовской Аравии проблемой не является.
Факт борьбы именно за китайский рынок косвенно подтверждает таможенная статистика КНР, опубликованная в конце января. Согласно данным китайской таможни, КНР в прошлом году снизила закупку саудовской нефти на 8%, а российской — увеличила на 36%. Доля Саудовской Аравии на китайском нефтяном рынке сократилась с 19 до 16%, а доля России возросла с 9 до 11%.
Основным поставщиком российской нефти в Китай является «Роснефть». 2013 году госкомпания заключила несколько крупных договоров о поставках нефти в Китай. Крупнейшей сделкой стало расширение договора от 2009 года, согласно которому «Роснефть» поставляет китайской CNPC 15 млн тонн нефти в год. В июне 2013 года российская компания договорилась о дополнительных поставках — еще 15 млн тонн в течение 25 лет. В октябре 2013 года «Роснефть» также подписала меморандум с китайской Sinopec. Стороны договорились о ежегодных поставках 10 млн тонн российской нефти в Китай на протяжении десяти лет начиная с 2014 года. Пока поставки идут не в полном объеме, но с каждым годом наращиваются.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин в начале февраля говорил, что компания в 2015 году намерена увеличить поставки в Китай на 27% по сравнению с 2014 годом, то есть до 29 млн тонн. Общий объем поставок по восточному направлению в текущем году ожидается на уровне 32 млн тонн (+30% к показателям предыдущего года).
На вопрос, не опасается ли «Роснефть» конкуренции на рынке КНР со стороны Саудовской Аравии, в госкомпании не ответили, подчеркнув лишь, что «Роснефть» «выполняет условия поставок, закрепленных контрактами на ближайшие годы, в равной степени, как это делает и китайская сторона».