Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Утечка рабочих рук с Украины в нашу сторону уcилилась»

О региональном бюджете в условиях кризиса, импортозамещении и черной икре — губернатор Ярославской области Сергей Ястребов

Куда утекают мозги с Украины, где используются двигатели «ё-мобиля» и на что тратятся бюджетные деньги, «Газете.Ru» рассказал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Бюджет с рисками

— Вы закладывали риски падения цен на нефть и секвестра федерального бюджета в региональный бюджет?

— С рисков мы и начали. Только начали не в декабре 2014 года, а в апреле. Мы договорились о двух принципах. Первый — это доходы бюджета. Мы должны больше зарабатывать. И второй — все, что касается расходов бюджета: они должны быть максимально адресными, исключающими долгострои, нецелевые расходы и минимизирующими кредиторскую задолженность.

Мы поняли, что если будем идти по проторенной дорожке, каждый год «рисуя» предельный дефицит этак в 15% от наших доходов, то весь дефицит (в 2013 году у нас было 7 млрд) автоматом будет плюсоваться очередным вагончиком к нашему госдолгу и так далее, до бесконечности. При этом мы не питаем надежды, что долг спишут.

Мы включаем свои механизмы. Основное — дополнительные доходы. За последние три года мы привлекли в экономику области инвестиций на 250 млрд руб. Это где-то 20–22% от ВРП — стоимости произведенных товаров и оказанных услуг во всей области. У нас построено много новых заводов. Это японское предприятие «Комацу», и построенный совместно с «Дженерал электрик» завод ООО «Русские газовые турбины», и фармацевтические предприятия. Огромные суммы вложены в реконструкцию шинного завода ($300 млн), ярославского НПЗ (примерно 40 млрд руб.), а также в «Техуглерод» и предприятия ОПК.

Мы даже в декабре, в «черный вторник», заключили контракт. Инвестор — ООО «Ярославский завод напитков» — не испугался, будет строить предприятие. Инвестиции — 800 млн руб.

Мы в этом году бюджет сформировали с суммой собственного дохода 50 млрд руб. Это лучший показатель в ЦФО после Москвы и Московской области. Еще 5 млрд — это федеральные деньги, которые нам приходят в виде субсидий и субвенций на исполнение федеральных полномочий.

— А что в части сокращения дефицита бюджета?

— Мы договорились, что «режем» дефицит бюджета 2015 года к 2014-му в три раза. То есть у нас в этом году в бюджете 6% дефицита. По сравнению с 2014 годом еще сэкономлены 5 млрд руб.
Следующая тема — все, что касается госдолга. Критическая черта — это 50% собственных доходов регионального бюджета. Мы намеренно вводим режим самоограничения, замещения коммерческой части госдолга. Коммерческих кредитов у нас было около 14 млрд, сейчас стало 12 млрд. Соответственно, бюджетные кредиты выросли с 2 млрд до 4,2 млрд. И у нас есть облигации на 12,4 млрд руб. Срок погашения — от трех до семи лет. Средняя ставка по облигациям — 8,5–8,7%. По коммерческим кредитам средняя ставка 10%, мы не брали дорогих кредитов. То, что область уже получила по бюджетным кредитам четыре с лишним миллиарда и подала заявку на 2015 год на пять миллиардов, приведет к тому, что мы уйдем из петли, которая называется «обслуживание коммерческих кредитов при нынешней ставке рефинансирования 15%».

При таком плане следующий бюджет, уже 2016 года, станет профицитным. Еще один момент — кредитный рейтинг области, прогноз стабильный. В ноябре 2014 года Fitch Ratings подтвердило рейтинги Ярославской области: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валютах на уровне BB со «стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте В. Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне AA–(rus) со «стабильным» прогнозом.

При этом национальный долгосрочный рейтинг региона не зависит от рейтинга страны в целом.

Мы наблюдаем серьезный интерес к нашим предложениям по облигациям. В июле прошлого года разместили 5 млрд облигаций на пять лет под 8,2% годовых. При нынешней ситуации очень дешевые деньги. И еще один момент: сокращаем кредиторскую задолженность. В 2013 году задолженность по дорожным делам составила 600 млн руб., в 2014-м — ноль. Есть еще кредиторка, в том числе просроченная, по другим отраслям, но мы ее тоже сокращаем.

Черная икра и яйца

— А что по поводу перспектив импортозамещения в части продуктов питания?

— Агропромышленный комплекс области показывает уверенный рост. Мы продаем по всей России мясо птицы и перепелиные яйца. Угличская птицефабрика вырабатывает 1 млн перепелиных яиц в день. И плюс все, что можно производить из перепелов. Производство куриных яиц на наших птицефабриках в три раза превышает потребности области. Много производим свинины. Правда, не хватает у нас пока мяса крупного рогатого скота. Но мы уходим от разрозненных мелких хозяйств к большим холдингам, и эта ситуация должна измениться.

Производство продуктов питания диверсифицировано. Мы и черную икру производим — в прошлом году 5 тонн. Есть у нас ООО «Манчестер Энтерпрайз» — компания, которая выпускает по лицензии швейцарский шоколад, какао, растворимый кофе, чай. У нас крупнейший производитель пива в РФ. По всей России пивоваренные предприятия снизили производство, а у нас — нет.

— А фармацевтика?

— В Ярославской области в прошлом году запущен коммерческий выпуск лекарств на заводе японской компании «Такеда», введен в строй завод израильской компании «Тева», работает фармацевтический комплекс ЗАО «Р-Фарм» по производству готовых лекарственных форм. Израильтяне прошли сертификацию в прошлом году, то есть они в феврале, в крайнем случае в марте, начнут коммерческое производство. Соответственно, возрастут и их отчисления в областной бюджет. По итогам 2014 года только «Р-Фарм» перечислила в бюджет региона в качестве налогов 1,3 млрд руб. Объемы вложений в наш фармкластер значительны. Инвестиции компании «Тева» составили 1,452 млрд руб., «Такеда» — 2,4 млрд.

«Утечка» мозгов с Украины и импортозамещение в ВПК

— А что касается импортозамещения в ОПК, в том числе украинских производств? К вам в Рыбинск привлекают украинских специалистов?

— Предприятия оборонно-промышленного комплекса в области — это ОДК «Газовые турбины», НПО «Сатурн», Ярославский радиозавод, Ростовский оптико-механический завод, некоторые другие предприятия. С украинцами здесь несколько историй. Первая история — мигранты, которые традиционно приезжали, отрабатывали сезон и возвращались назад. В этом году состав мигрантов изменился. Раньше мужчины приезжали одни — теперь с семьями. Ну и вынужденные переселенцы, которые приехали из Донбасса и Луганска, около тысячи человек, это в основном женщины, дети и пожилые люди.

С рабочими мигрантами конструкция поменялась. Ведь производственные связи у всех предприятий были всегда. Был обмен, связи. Многие здесь бывали, общались, ездят в командировки, понимают условия труда и перспективы.

Утечка рабочих рук с Украины в нашу сторону увеличилась, в том числе с машиностроительных предприятий.

Это как в свое время мы теряли людей по пути в Силиконовую долину. Украинские заводы теряют кадры. Например, предприятие по производству газотурбинного оборудования, расположенное в Николаеве, Сумской завод, который делал станции перекачки. Сейчас и то и другое мы делаем здесь, на ярославских заводах Объединенной двигателестроительной компании.

Мы помогаем украинцам с точки зрения преодоления разного рода административных барьеров, предприятия — социальным пакетом и жильем. Потому что большинство людей стараются семьи увозить. Мы понимаем, что украинские власти не хотят отпускать в Россию людей, работавших на закрытых предприятиях. Поэтому если в 2013 году у нас было в общей сложности примерно четыре тысячи переселенцев с Украины, то в 2014-м — уже семь тысяч с небольшим.

— А комплектующие и двигатели для вертолетов, такие, которые сейчас производит «Мотор Сич»?

— Задача нам поставлена: в течение двух-трех лет полностью обеспечить импортозамещение в области оборонно-промышленного комплекса. Вопросы, связанные с производством двигателей, мы в состоянии решить. У нас есть и технологии, и оборудование, и кадры. В настоящее время НПО «Сатурн» выполняет работы по созданию сборочно-испытательного комплекса под морские газотурбинные агрегаты, который позволит испытывать любые агрегаты для всех типов кораблей военно-морского флота и гражданских судов. Продолжаем наращивать объемы производства двигателей для беспилотных летательных аппаратов.

Нам нужно немножко времени для того, чтобы увеличить мощности, сделать испытательные полигоны и нарастить объемы производства. То есть мы, грубо говоря, производили 10 единиц, а надо — 100. Все украинское остается на Украине.

Мы должны иметь все свое, чтобы не было таких приключений, как полный отказ от сервиса и поставки запасных частей на уже изготовленные и проданные нам те же двигатели. Дайте еще нам годик, ну полтора от силы, и все будет нормально. Кстати, те специалисты, которые приехали с Украины, помогают нам решить этот вопрос.

На Украине, к сожалению, все идет в обратную сторону. Наступает деградация. Страна потеряла свой самый перспективный рынок сбыта. Из-за разрыва торгово-экономических отношений со странами СНГ украинский экспорт в страны Содружества снизился на $7,12 млрд. В то же время поставки в страны Европейского союза выросли лишь на $0,33 млрд. Производство потихоньку останавливается.

Туризм тупиков не любит

— А как вы будете развивать внутренний туризм?

— В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» наши ключевые проекты — «Ярославское взморье» и «Золотое кольцо».

«Ярославское взморье» — это новый курорт на берегу Рыбинского водохранилища. Общий объем инвестиций проекта составляет примерно 10 млрд руб. Большая часть денег — частные инвестиции, 7,5 млрд руб., средства федерального бюджета — 2 млрд, область дает 500 млн. Таким образом, доля инвестора в проекте — 75%, а области и федерации — 25% (эти деньги идут на развитие инфраструктуры региона). Мы разрабатываем новый маршрут «Золотое кольцо» — аналог всем известного «Золотого кольца», только по городам Ярославской области. Из Москвы — в Переславль, Ростов и Ярославль, оттуда мы хотим повернуть налево — на Рыбинск, на «Ярославское взморье», дальше — на Мышкин, Углич и через Нагорье на Сергиев Посад. Или с Нагорья уходим опять же на Переславль, потом вокруг Плещеева озера — туризм тупиков не любит. Или чуть в сторону от Ярославля в село Вятское — проект, который мы также хотим завести в указанную ФЦП.

И в рамках этого проекта в 10 км от Переславля-Залесского мы совместно с ВЭБом создаем комплекс «Золотое кольцо». Это будет культурно-развлекательный комплекс, который займет около 200 га. Область тоже софинансирует этот проект. Общий объем капитальных вложений — 7,5 млрд руб., из которых 1,6 млрд — средства федерального бюджета, 348,5 млн — областного, 5,5 млрд — внебюджетные источники. И с логистикой там все будет в порядке: можно будет доехать на «Ласточке» из Москвы до станции Берендеево.

— Кстати, Счетная палата в ноябре раскритиковала реализацию проекта «Золотое кольцо»…

— У проекта «Золотое кольцо» было три периода. Первый — самое начало, когда корпорация «Золотое кольцо» эту тему начала продвигать. В дальнейшем к команде присоединился проект «Страна детей». И затем получилось так, что часть обещаний руководителей этих проектов осталась нереализованной. Появились трудности и с выполнением условий ФЦП. На сегодняшний день корпорация «Золотое кольцо», как она раньше называлась, ушла из инвестпроекта. На ее место пришел ВЭБ. Банк в данном случае все просчитал и принял решение стать основным инвестором. Финансирование открыто, реальный запуск запланирован в этом году.

— В Ярославской области дороги неважные. Как вы надеетесь привлекать столичных туристов?

— Нами разработана стратегия развития дорог, там это все как раз прописано. В 2015 году запланировано увеличить протяженность автомобильных дорог в области на 65 км. На эти цели мы выделяем более 1 млрд руб. В рамках ФЦП также предусмотрено строительство инфраструктурных элементов, в том числе дорог.

— Мы проехались по дороге Ярославль — Рыбинск, которая ведет на «Ярославское взморье», она плохого качества. В стратегию входит реконструкция этой дороги?

— Да. На Рыбинск, и до Коприна и Глебова, и от Глебова до Рыбинска. К осени планируем построить.

— По пути на Рыбинск есть еще город Тутаев. Вот он входит в ваше расширенное «Золотое кольцо». Там есть такая проблема: город находится на двух сторонах реки, а моста между ними нет, есть лишь паромная переправа. Прописано ли в стратегии строительство моста?

— Строительство моста там не планируется, как и в Мышкине. С учетом небольшого транспортного потока оно экономически нецелесообразно. Эти проекты никогда не окупятся.

«ё-мобиль», Пугачева и Немцов

— Зачем вы хотите изменить порядок избрания мэра?

— С мэрами отдельных городов ситуация непростая. У нас два, как известно, в СИЗО. Причем давно. Мэр Ярославля и мэр Рыбинска. И развязки до сих пор нет.

Все, что касается темы, связанной с изменением ситуации по выборам, то, во-первых, выборы мы не отменяем. Просто система выборов изменяется: выбирать мэра будут депутаты. Эта система традиционна для Европы, все к этому привыкли, и все помнят, что президента Соединенных Штатов избирает коллегия выборщиков. Во-вторых: важно, чтобы человек, который будет избран по новой схеме, как можно больше времени посвящал себя конкретным делам, а не демагогии. В-третьих, прямые выборы глав городов отменены в 66 из 80 административных центров страны.

— А как развиваются отношения с Борисом Немцовым?

— Если вспомнить историю выборов в областную думу, то «Гражданская платформа» олигарха Прохорова у нас очень активно рекламировалась, даже Алла Борисовна Пугачева приезжала. Руководство партии на выборах в областную думу хотело получить 20 мест, о чем они заявляли публично. Но получили одно.

С Борисом Немцовым отношения нормальные. Я считаю, что он, как депутат Ярославской облдумы, полезен области. Несмотря на популизм выступлений Бориса Ефимовича, он достаточно эффективно привлекает внимание к теме борьбы с коррупцией. Мы с ним работаем, вместе принимали бюджет, хотя он голосовал против. Но это нормально. При обсуждении должны учитываться разные точки зрения. Я думаю, он у нас будет и дальше работать, надеюсь плодотворно.

Память о попытке захода в область Михаила Дмитриевича осталась — это двигатели от «ё-мобиля». Они нам пригодились, стоят теперь на наших снегоходах

Новости и материалы
Владимир Березин раскрыл, когда «Голубые огоньки» «уйдут в небытие»
В МИД заявили о готовности России рассмотреть «реалистичную» мирную инициативу Украины
В США заявили, что решения Байдена по Украине не связаны с победой Трампа
Советник Пушилина рассказал о масштабном фиаско ВСУ на фронте
Госдума приняла бюджет Фонда социального и пенсионного страхования
В Курской области повредили плитку у мемориала павшим воинам
Беременная Жизель Бюндхен показала фигуру в облегающей майке и легинсах
Россиянам дали совет, как произвести хорошее впечатление на собеседовании
Сербия попросила Россию помочь с реализацией проекта отвода от «Дружбы»
Бывший муж Бритни Спирс снялся с голым торсом
Соцсети удивил способ Илона Маска есть картошку фри
Новый китайский кроссовер продают по цене бюджетного отечественного автомобиля
Ковальчук считает, что Запад должен платить России за очистку воздуха
Microsoft обвинили в навязчивой рекламе новых компьютеров с Windows 11
Норвегия выделит Киеву $45 млн на поддержку оборонной промышленности
Российский шестиклассник украл из столовой нож и угрожал им школьникам
Врач заявила, что кофеин мешает усвоению витамина C
Великобритания ввела санкции против бизнесмена из Украины
Все новости