Президент США Барак Обама и его администрация начали работу над бюджетом на 2016 финансовый год (начнется 1 октября 2015 года). По информации Reuters, расходы предложено нарастить примерно на 7%. Белый дом хочет увеличить на $38 млрд ассигнования на оборону, которые составят $561 млрд (это около 3% ВВП США). Невоенные расходы будут ниже — $530 млрд.
Наращивание военных расходов для Америки вполне логичный шаг, учитывая проблемы с ИГИЛ (организация запрещена в России) на Ближнем Востоке и задачу ответить на «российскую агрессию в Украине». Ранее высокопоставленные представители Пентагона неоднократно заявляли о необходимости увеличить американское военное присутствие в Европе. Так, командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес заявил, что до конца 2015 года на базы Старого Света начнут прибывать подразделения одной из бригад 3-й пехотной дивизии армии США. По сообщению агентства «Интерфакс», на вооружении бригады состоят более 200 танков Abrams М1, бронетранспортеры и 155-миллиметровые гаубицы Paladin.
Очевидно, что вырастут расходы и на разработку и закупку вооружения.
В частности, министр обороны США Чак Хейгел ранее анонсировал «Инициативу по оборонным инновациям», которая предусматривает разработку новых решений в сферах роботостроения, миниатюризации и трехмерной печати. Из последних инициатив Пентагона — направленное в конгресс предложение о выделении в бюджете-2016 средств на финансирование программы по разработке боевого самолета нового поколения.
Россия в оборонной сфере действует еще более агрессивно. В текущем году Россия потратит на ВПК рекордный бюджет, который превысит расходы США, если брать его в процентах к ВВП. «На национальную оборону в 2015 году в бюджете запланированы рекордные расходы в сумме 3,2868 трлн руб., что составляет 4,2% ВВП», — приводит «Интерфакс» слова главы комитета Госдумы по обороне адмирала Владимира Комоедова.
В пятницу стало известно, что Минобороны недавно внесло коррективы в свой план деятельности на 2015 год из-за текущей военно-политической обстановки. Ведомство усилит группировки войск и сил на стратегических направлениях. Министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что «уточнены показатели оснащения Вооруженных сил современным вооружением и военной техникой, скорректирован ход строительства военных городков и объектов военного назначения».
«Нам необходимо внедрить перспективные формы и способы применения Вооруженных сил, а также принять дополнительные меры по оснащению войск высокотехнологичными образцами вооружения и техники», — добавил он.
Эксперты не считают нынешние оборонные программы США и России полной калькой с «гонки вооружений», которую вели СССР и Штаты, но сходство как в политике увеличения расходов, так и в риторике политиков очевидно.
Экс-президент СССР Михаил Горбачев недавно и вовсе заявил, что США уже втянули Россию в «холодную войну», не исключено, что они могут «рискнуть» и сделать дальнейшие шаги на пути к войне реальной.
Похоже, что Россия и США на фоне разных подходов к украинскому конфликту рефлекторно повторяют прошлый опыт. Проблема только в том, что у стран разные возможности для этого. Точнее сказать, у Москвы нет ни копейки лишних денег, а у Вашингтона они есть. Американская экономика находится в хорошем состоянии. В пятницу Бюро экономического анализа министерства торговли США опубликовало предварительную оценку ВВП страны за четвертый квартал 2014 года — рост составил 2,6% в годовом выражении. Это несколько ниже прогнозов аналитиков, которые ждали роста в 3% (в третьем квартале рост составил 5%).
В целом в 2014 году ВВП США увеличился на максимальные за последние четыре года 2,4%, что совпало с прогнозом Федеральной резервной системы (2,3–2,4%). В 2015 году Федрезерв ждет роста экономики на 2,6–3%. В свою очередь, в январе этого года МВФ улучшил прогноз по экономике США на 2015 год на 0,5 процентного пункта, до 3,6%, на 2016 год — на 0,3%, до 3,3%.
В России ситуация кардинально иная. По итогам прошлого года рост ВВП, по предварительным данным Росстата, составил 0,6%. В текущем году ожидается рецессия — сокращение экономики составит не менее 3%. Именно такого падения ждет, например, МВФ. Некоторые аналитики прогнозируют спад на 5%. В частности, Европейский банк реконструкции и развития ждет минус 4,8%. Правительство в рамках борьбы с рецессией в среду утвердило антикризисный план на 1,3 трлн руб., но при этом подчеркивалось, что бюджетные расходы будут сокращаться. В текущем году на 10%, на 5% в последующие два года. Но при этом оборонка была выведена из-под ножниц Минфина.
«Должен вам сказать, что, даже рассматривая новые бюджетные реалии, мы исходим из того, что есть направления, по которым правительство не будет предлагать сокращение расходов, — это, конечно же, обороноспособность страны и сельское хозяйство», — заявил в пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая в Госдуме. Замминистра обороны России Татьяна Шевцова поясняла ранее, что сокращение не коснется госпрограммы вооружений, которая составляет более 60% совокупного бюджета оборонного ведомства, а остальные расходы будут сокращены на 10%.
Оборонное ведомство не раскрывает свои траты, и их эффективность вызывает сомнения», — говорит заместитель директора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов. Он отмечает, что проблема в слабых институтах и коррупции. «Перевооружение армии необходимо», — подчеркивает он, но в условиях дефицита ресурсов, потерь от падения цен на нефть и санкций в размере примерно $200 млрд и $50 млрд соответственно не нужно было делать оборонный сектор неприкосновенным.
Надежды на то, что оборонка даст хороший мультипликативный эффект, пока не оправдываются, считает Валерий Миронов. Промышленность в целом выросла в 2014 году на 1,7%, обрабатывающие отрасли показали плюс 2,1%. Но вряд ли такой рост можно считать хорошим результатом, особенно с учетом тех триллионов рублей, которые вкладываются в ВПК.
Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов согласен с тем, что в условиях кризиса военным тоже не мешало бы «поджаться». «Государство и общество дало максимум того, что может дать. Может быть, это минимум того, что нужно было военным для решения своих задач, но нужно уметь оперировать теми ресурсами, что есть. Аппетиты могут быть сколь угодно большими, но в стране экономический кризис, и исходить надо из реальности», — добавляет он.
Однако очевидно, что сейчас, в пору чуть ли не открытого конфликта с США, российские власти не смогут пойти на сокращение военных расходов, пусть даже в ущерб инвестициям в другие сектора экономики.