В конце недели правительство ввело ограничительные пошлины на экспорт пшеницы, которые вступят в силу с февраля будущего года. «Постановлением с 1 февраля 2015 года вводится вывозная таможенная пошлина на пшеницу в размере 15% таможенной стоимости плюс €7,5, но не менее €35 за 1 тонну», — говорится в документе, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Ограничения призваны снизить объемы вывоза зерна за рубеж, который, по мнению госслужащих, частично вызывает рост цен на продукты. Ранее в начале недели к этомупризвала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заявив, что экспорт зерна может навредить интересам России и спровоцировать рост цен на продукты.
С экспортом зерна пытались бороться и другими методами. Например, ранее на этой неделе руководство РЖД приняло решение об увеличении тарифа на экспорт зерна с января 2015 года на 13,4% «в связи с ограничением пропускных способностей инфраструктуры на экспортных направлениях». Также в середине декабря компания ограничила погрузку зерна на экспорт по схожим причинам, однако это решение было отменено уже через неделю, практически сразу после введения экспортных пошлин.
Текущий год может оказаться очень удачным для российских аграриев по объемам выращенной и экспортированной продукции. В 2014 году, по данным Минсельхоза, сбор зерна в России превысил 105 млн тонн по сравнению с прошлогодними 92,4 млн тонн. Из-за ослабления рубля (за год рубль подешевел по отношению к доллару и евро почти на 59 и 41% соответственно. — «Газета.Ru») производителям стало крайне выгодно поставлять сырье за рубеж, что повлияло на динамику экспорта. По прогнозам аналитического агентства «ПроЗерно», поставки пшеницы за границу в новом году могут стать рекордными: превысить результаты прошлого года на 5,2 млн тонн и достичь 23,5 млн тонн.
Предполагается, что введение тарифа на продажу пшеницы за рубеж поможет сдержать рост цен на нее на внутреннем рынке и, соответственно, на связанные с ней продукты. Однако, по мнению поставщиков и экспертов, большого эффекта такие меры не окажут.
Дело в том, что в России доля стоимости пшеницы в конечной цене хлеба составляет не более 20%, поясняет «Газете.Ru» генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «По этой причине сильного сдерживающего воздействия на стоимость товаров экспортные пошлины не окажут, — говорит он. —
Продовольственная инфляция и увеличение стоимости пшеницы — это последствия не роста объемов экспорта, а девальвации рубля, с которой и надо бороться».
Пшеница — экспортный товар, поэтому цена на нее связана с курсом доллара. Все производители ориентируются именно на экспортный рынок как на самый большой, но экспорт не является самоцелью, соглашается вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. Экспортные пошлины могут оказать только кратковременный понижающий эффект на цены на пшеницу, но не на стоимость конечной продукции, считает он.
«Увеличится предложение — упадут цены. Но смею вас заверить, что снижение закупочных цен на зерно никоим образом не повлияет на цены на хлеб, муку и мясо, возможно, несколько замедлятся темпы их роста — вот и все», — пояснил Корбут.
С другой стороны, экспортные пошлины могут негативно отразиться на российских компаниях. Дополнительные расходы по выполнению уже заключенных контрактов лягут на экспортеров и транспортные компании, которые хранят готовый к отправке транспортный груз. У них нет возможности изменить или разорвать подписанные контракты, обращают внимание отраслевые организации.
Экспортеры, безусловно, понесут значительные убытки, считает Рылько, так как многие уже заключили экспортные контракты на январь и февраль и теперь им нужно их исполнять. Товар уже куплен, поэтому разделить бремя пошлин с покупателями или с поставщиками не получится, поясняет он.
В Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) считают, что в сложившейся экономической ситуации оптимальной мерой было бы введение полного запрета на вывоз зерна из РФ, а не введение экспортных пошлин.
Запрет на экспорт сыграл бы на руку экспортерам, так как он может быть представлен как форс-мажорное обстоятельство, отметили в организации.
В дальнейшем издержки и дополнительные расходы, связанные с выплатой пошлин, будут ложиться исключительно на производителей, считает Корбут.
«Положение сельхозпроизводителей вызывает беспокойство, потому что сейчас для них прозвучал четкий сигнал: «вы не получите дополнительных доходов», — говорит представитель РЗС.
По его мнению, с введением пошлины экспортеры при закупке зерна будут просить у производителей снизить цену как раз на величину тарифа. Кроме того, на рынке скажутся проиндексированные тарифы на экспортные перевозки зерна по железной дороге, полагает Корбут.
В средне- и долгосрочной перспективе пошлины могут повлиять на готовность сельхозпроизводителей развивать собственное производство. Сейчас аграриям необходимо принимать решение о посевной кампании 2015 года, говорят собеседники «Газеты.Ru». Однако как пошлины, так и издержки, возросшая стоимость производства (в которой есть значительная часть валютной составляющей вроде удобрений, средств для защиты растений и топлива) значительно усложнят им реализацию поставленной задачи.