«Аэрофлот» принял решение об отключении крупного российского туроператора TEZ Tour от системы бронирования авиабилетов, сообщали сегодня несколько информагентств со ссылкой на собственные источники. В числе причин — прекращение оплаты услуг авиакомпании, говорили собеседники агентства. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», сообщил «Газете.Ru», что «компания была отключена за невыполнение своих обязательств перед авиаперевозчиком». Однако в TEZ Tour «Газете.Ru» опровергли наличие какой-либо задолженности.
«Между TEZ Tour и «Аэрофлотом» существуют договоры, в рамках которых мы работаем и выполняем все возложенные на нас обязательства», — сообщил «Газете.Ru» коммерческий директор, соучредитель TEZ Tour Александр Буртин. Он подчеркнул, что никакой задолженности перед «Аэрофлотом» у туроператора нет и что все обязательства исполняются исправно.
«В связи со снижением спроса на туры на эту зиму, вызванным резким снижением курса рубля относительно доллара и евро, мы попросили «Аэрофлот» пересмотреть условия договора, поскольку объем перевозок существенно снизится» — заявил он.
По словам Буртина, отключение от системы бронирования якобы является попыткой повлиять на позицию туроператора на переговорах.
В данный момент туроператор договаривается с руководством «Аэрофлота» относительно дальнейшего сотрудничества. «Сроки восстановления доступа к системе брони зависят напрямую от того, как скоро нам удастся прийти к соглашению. Сейчас компания работает в штатном режиме и выполняет все свои обязательства перед клиентами и партнерами», — отметил представитель туроператора.
Туристам, у которых есть билеты «Аэрофлота», выписанные TEZ Tour, волноваться не стоит, пояснила «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
«Все билеты у туроператора действительны и оплачены, — подтвердила она. — Будущие же рейсы могут взять на себя другие авиакомпании, TEZ Tour сотрудничает с большим количеством перевозчиков». К примеру, представители «Трансаэро» уже заявили, что готовы оказать туроператору максимально возможное содействие, если кто-либо откажется от перевозки его клиентов, сообщил «Интерфакс».
В целом ситуация получается достаточно странной, считает Ломидзе. «Во-первых, оператор утверждает, что у него нет ни официального уведомления, ни официальных писем от «Аэрофлота» о прекращении сотрудничества, — объясняет она. — Во-вторых, задолженности перед авиаперевозчиком образоваться просто не могло. «Аэрофлот» всегда отличался крайне жесткой позицией в плане оплаты своих услуг. Компания работает только по предоплатам, депозитам с банковской гарантией».
Компании сотрудничают с 2000 года, то есть почти 15 лет, и за все это время, включая кризисные 2008–2009 годы, не было ни одного периода, когда у оператора была бы задолженность перед перевозчиком, говорит Ломидзе. «Сейчас о задолженности также говорить нельзя, так как речь идет о платеже за зимние перелеты, которые еще не выкуплены. Летние же программы уже закончились», — отмечает исполнительный директор АТОР.
В связи с довольно серьезным снижением спроса на туристическом рынке из-за текущей экономической ситуации логично, что туристическая компания планировала сократить объем мест на блоках (количество заранее выкупаемых мест на рейсах перевозчика. — «Газета.Ru»), объясняет Ломидзе. В начале октября туроператор уже объявлял о снижении объема зимних туристических программ вдвое.
«Аэрофлот» требует жестких гарантий на зимние объемы перевозок и предлагал считать цены на блоки в валюте, а не в рублях, подтвердил «Газете.Ru» Буртин. Обычно все международные перевозки оплачиваются в валюте, однако контракты на чартерные рейсы заключаются на индивидуальных условиях, объяснил «Газете.Ru» участник туристического рынка.
«TEZ Tour попросил пересмотреть цену и количество забронированных мест, а «Аэрофлот» отказался и попытался, по словам туроператора, сохранить блок на условиях прошлого года, что сейчас в принципе невыполнимо: падение спроса на зимние путевки составляет порядка 40%»,
— говорит представительница АТОР.
По данным АТОР, почти все самые популярные направления зимнего праздничного отдыха прошлого года, в числе которых есть и европейские страны, потеряли более 25%. В плюсе сейчас только Египет, интерес к которому возрос на 31%. Падение продаж вызвано как текущими экономическими условиями, снижением потребительского спроса, так и периодом массовой «приостановки деятельности» среди туроператоров в конце лета, который серьезно пошатнул доверие граждан к турфирмам. Во втором полугодии глубина продаж, то есть временной промежуток между покупкой тура и его началом, сократилась до двух-трех недель с обычных двух-трех месяцев.