Премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о том, что правительство больше не будет финансировать жителей регионов Донбасса, которые находятся под контролем сепаратистов. По словам главы кабмина, правительство возобновит социальные выплаты жителям непризнанных республик только тогда, как они вернутся под власть Киева.
До недавних пор все топовые украинские чиновники, включая Яценюка, говорили, что не могут бросить жителей «оккупированной» части Донбасса, «ведь это наши люди», пусть они и «допустили ошибку».
Но проблема в том, что регионы, которые и во время мирной жизни были глубоко дотационными, требуют на свое содержание значительные суммы денег, а перспектива установления полного контроля над ними после выборов в ДНР и ЛНР выглядит более чем туманно.
Яценюк в среду уточнил, что неподконтрольные Киеву территории в Донецкой области требуют из госбюджета дотаций в размере 19,6 млрд грн ($1,3 млрд) в год, а в Луганской — 14,6 млрд грн ($980 млн). При этом никакой возможности восстановить суверенитет над этими регионами Украина не имеет. Премьер-министр теперь говорит, что правительство выплатит «каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право» только после того, как в регионах будет восстановлена украинская власть. «Сегодня платить деньги на этой территории означает, что деньги не дойдут до людей, их украдут российские бандиты, и это не что иное, как прямая поддержка российского терроризма», — пояснил глава кабмина.
По словам Яценюка, общий объем годовых дотаций Донецкой области из центрального бюджета составляет 37 млрд грн ($2,5 млрд), Луганской — 19,8 млрд грн ($1,32 млрд).
При этом ни промышленные предприятия, находящиеся на территориях, подконтрольных сепаратистам, ни жители этих регионов вот уже несколько месяцев не платят за потребление энергоресурсов, заявил президент Украины Петр Порошенко, «ни копейки».
С другой стороны, Киев пока не отказывается от поставок на территории, которые считает оккупированными, электроэнергии и газа. «Там наши граждане, и правительство не даст этим людям замерзнуть, потому что это приведет к гуманитарной катастрофе», — объяснил Порошенко.
«Нафтогаз» уже подсчитал, что без надлежащего учета и оплаты территориями, подконтрольными сепаратистам, в сентябре было потреблено 27 млн кубометров газа, в октябре — около 100 млн кубометров. До конца года Донбасс сожжет около 1 млрд кубометров газа, за который рассчитываться с Россией Киеву, очевидно, придется самостоятельно. В связи с этим компания ожидает ущерб в размере 6–7 млрд грн ($400–500 млн).
В самопровозглашенных республиках на эту новость отреагировали незамедлительно.
Депутат Новороссии Ирина Попова поспешила заявить, что деньги, которые Киев отказывается платить донецким пенсионерам, пойдут на «финансирование войны».
«Пенсионеры были обречены на голодное существование по вине властей Киева. В то же время денежные средства для выплат пенсионерам перенаправлены на армию, которая убивала этих пенсионеров», — заключила она. При этом заявления центральных украинских властей депутат называет «отречением Украины от Донецкой и Луганской областей».
Вице-премьер ДНР Андрей Пургин в свою очередь заметил, что «киевский режим нагло присвоил деньги нашего народа». «Противозаконно не перечисляет в Донбасс местные налоги, бессовестно не выплачивает пенсии и детские пособия», — добавил он.
С другой стороны, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Зюков на днях заявил, что Киев готов покупать уголь у государственных шахт, которые находятся в регионах, подконтрольных боевикам ЛНР и ДНР. По его словам, государство согласно покупать уголь по $85 за тонну (с учетом НДС), тогда как стоимость импортного угля, например из ЮАР, как минимум на $10–15 выше.
Энергетический эксперт Дмитрий Марунич говорит, что до войны в Донбассе работало 93 государственных шахты, после активной фазы АТО 69 из них остались в контролируемой сепаратистами части страны. «Все это, как и масштабное разрушение железнодорожных путей, привело к формированию серьезного дефицита угля. Отдельные ТЭС центрального региона страны сегодня располагают запасами угля на три-четыре дня работы», — констатирует эксперт.
Отказаться от угля и обеспечить бесперебойную подачу электричества в городах Украина фактически не может, хотя с политической точки зрения все выглядит так, будто Киев финансирует сепаратистов. Так что полного разрыва экономических связей между Украиной и Новороссией ждать не приходится.
Впрочем, все может измениться в угоду политической конъюнктуре. Сразу после выборов на территории ДНР и ЛНР президент Порошенко сказал, что Украина вынуждена «блокировать эту территорию», «чтобы не дать распространяться этой раковой опухоли». А министр энергетики Юрий Продан поспешил успокоить общественность после заявлений своего заместителя. «Вести переговоры с так называемыми народными республиками мы не будем и не ведем», — подчеркнул он.
Но, возможно, смысл ликвидации соцобязательств в отношении Донбасса состоит не в желании отказаться от проблемного региона вообще, а в том, чтобы уничтожить ДНР и ЛНР экономически, спровоцировав там «голодный бунт». Тем не менее какая-никакая экономика у ДНР и ЛНР все же есть. Старобешевская ТЭС, угольные госпредприятия («Макеевуголь» в ДНР, «Луганскуголь» и «Первомайскуголь» в ЛНР), шахты-копанки (нелегальные предприятия по добыче угля кустарным способом) продолжают работать и поставлять уголь в Россию. Несмотря на то что крупные предприятия продолжают платить налоги Украине, весь малый и средний бизнес уже пополняет казну новых властей региона, рассказывают источники в кабмине Украины.
Но такая инициатива может «аукнуться» центральным властям, предупреждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «С одной стороны, желание Киева отказать в финансировании сепаратистам понятно. С другой стороны, уголь из ЮАР не может заменить топливо из Луганской и Донецкой областей, да и экономически это невыгодно», — говорит он.
«Если это произойдет, то это еще больше усилит сепаратистов, поскольку жители ДНР и ЛНР уже и так считают Украину заграницей и будут и дальше тяготеть к России. То есть сама Украина отдает украинские земли в руки России»,
— заключает эксперт.
Впрочем, профессор Калифорнийского университета в Беркли Эдвард Уокер полагает, что у Украины и так нет ресурсов, чтобы восстановить суверенитет над Донбассом, а потому пришло время полуофициально от него отказаться. Отвечая на вопрос журналиста украинского издания «ЛигаБизнесИнформ», что может помочь Киеву вернуть Донбасс, Уокер отметил: «Сегодня я не вижу пути, как Украина могла бы вернуть Донбасс в каком-то обозримом будущем».
Такого же мнения придерживается и киевский политолог Петр Олещук. По его словам,
Украина не может вернуть регион, потому что, если война начнется с новой силой, «мы получим попросту опустошенный и разрушенный регион, жители которого будут ненавидеть Украину, обладая при этом правами украинских граждан».
Поэтому, по словам эксперта, Киеву придется отказаться от контроля над всем Донбассом как минимум на несколько лет. И это, похоже, уже стали осознавать ведущие украинские политики.