Ставка рефинансирования повышена сразу на 150 базисных пунктов — с 8 до 9,5%. Решение совета директоров ЦБ продиктовано ухудшением ряда внешних условий — снижением цены на нефть, а также ужесточением санкций в отношении ряда крупных российских компаний. «В этих условиях происходило ослабление рубля, что наряду с введенными в августе ограничениями на импорт отдельных продовольственных товаров привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен», — говорится в официальном сообщении Центробанка.
По оценкам Банка России, инфляция до конца первого квартала 2015 года останется на уровне выше 8%, а темпы экономического роста в четвертом квартале 2014 года и первом квартале 2015 года будут близки к нулю.
При этом будет наблюдаться высокий темп прироста потребительских цен на фоне дальнейшего охлаждения потребительского спроса, замедления роста реальных зарплат и розничного кредитования.
Вместе с тем ЦБ не намерен отказываться от своей генеральной линии по снижению инфляции и будет принимать меры, направленные на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4%. Смягчение денежно-кредитной политики произойдет лишь в случае улучшения внешних условий, формирования устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий.
Сразу после обнародования решения ЦБ стоимость бивалютной корзины снизилась с 47,02 до 46,63 руб., а доллар на ММВБ подешевел до 41,816 руб.
Повышение ставки – вынужденная мера, считает директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «ЦБ в данной ситуации можно только посочувствовать — у него нет других инструментов», — говорит он. Повышение ставки призвано повысить стоимость денег для коммерческих банков и «в конечном счете сократить предложение рублей на валютном рынке», поясняет экономист.
Потенциально повышение ставки работает на укрепление рубля и снижение инфляции.
Однако главный экономист Сбербанка Юлия Цепляева указывает на то, что у решения ЦБ есть как сторонники, так и противники, причем у обеих групп есть довольно сильные аргументы. «Повышение ставки — это не то, что поможет банкам с ликвидностью или кредитованием. С другой стороны, сложно предположить, что деньги пойдут в реальный сектор. Потому что проблема не в стоимости денег, проблема — со спросом на кредиты и с инвестиционным спросом», — говорит Цепляева. Сторонники повышения говорят, что хотя инфляцию трудно подавлять монетарным способом, в настоящее время она ускоряется, при этом присутствуют ожидания, что ее темпы будут еще более впечатляющими на фоне сильного ослабления рубля, и поэтому действия ЦБ логичны, отмечает Цепляева.
Рынок не ожидал повышение ставки более чем на 50 базисных пунктов, причем эксперты ожидали этого повышения только в декабре. «Было правильным решением не обойтись косметическим повышением на 0,5%, которое казалось логичным с учетом традиционной политики ЦБ. Вместо этого решено было подвинуть ставку очень сильно, чтобы дать понять рынку, что ЦБ не бездействует», — говорит Цепляева.
«ЦБ поступил более агрессивно, чтобы сбить накал страстей вокруг рубля и стабилизировать валютный рынок. Но риски, которые давят на рубль, в основном находятся за пределами сферы влияния ЦБ.
Многое будет зависеть от цены на нефть и развития ситуации вокруг Украины, выборов в Донбассе и реакции на них в России», — говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Велика вероятность, что Москва признает результаты выборов, а Запад — нет, что может привести к расширению санкций против России. Если последнее произойдет, а цены на нефть продолжат снижаться, то решение по ставке может в среднесрочной перспективе оказаться не таким уж сильным подспорьем рублю, опасается Тихомиров.
Лавируя между угрозами валютной и финансовой стабильности и риском существенного замедления экономики (необходимостью поддержать ее дешевыми кредитами), ЦБ сделал выбор в пользу финансовой стабильности — и это оправданное решение, уверен Тихомиров. В результате значительная часть спекулянтов будет вынуждена уйти с рынка, что приведет к снижению давления на рубль.
Как отмечает Цепляева, несмотря на опасения рынка, ЦБ сохранил валютный коридор, что должно работать на стабилизацию ситуации. По ее мнению, если нервозность на рынке не спадет, ЦБ продолжит повышение ставки рефинансирования.
Впрочем, помимо повышения ставки, у ЦБ в запасе еще множество вариантов, напоминает Тихомиров. Теоретически регулятор может ограничить предоставление рублевой ликвидности: это заставит в условиях дефицита сокращать банки и участников рынка сокращать валютные позиции. Также Банк России может ввести ограничения по валюте или капитальному счету, хотя в последнее время и заявлял, что такой вариант не рассматривается. Введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами при отсутствии лимитов на обратную покупку тоже могло бы позволить увеличить объемы валюты на рынке и помогло бы снизить давление на рубль. Возможно, что на каком-то этапе ЦБ рассмотрит и иные меры, подытожил Тихомиров.