Церемония, посвященная началу реализации проекта реконструкции и модернизации железных дорог в Северной Корее, получившего название «Победа», состоялась во вторник в КНДР. Как сообщает ТАСС, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка выступил на церемонии с речью и заявил, что старт проекта — «достойное продолжение положительных тенденций в российско-корейском взаимодействии, позволяющих решать многие проблемы, которые препятствовали развитию двусторонних торгово-экономических отношений».
С российской стороны реализацией проекта займется компания «Мостовик». По словам гендиректора компании Олега Шишова, планируется построить «современную железную дорогу с высокой пропускной способностью и самым высоким уровнем безопасности в мире».
Общая стоимость строительства оценивается в $25 млрд.
Протяженность дорог в Северной Корее, которым необходима модернизация и реконструкция в первую очередь, составляет 3,5 тыс. км. НПО «Мостовик» и правительство Северной Кореи подписали соглашение о создании совместного предприятия. Разработчики разделили железнодорожную сеть на 10 отрезков. Уже приступили к сбору необходимых данных и проектированию первого участка — узловой станции Пхеньян Восточный.
В рамках соглашения предусматривается также проектирование горно-обогатительных комбинатов, разработка и добыча полезных ископаемых в КНДР.
Если брать российские стандарты и состояние российских железных дорог, то данная сумма «выглядит завышенной», отметил в беседе с «Газетой.Ru» директор по логистике СУЭКа Денис Илатовский.
«Такого проекта не существует и не может существовать», — категоричен гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
«Это обычная, ни к чему не обязывающая декларация, и никакого проекта нет и не будет». Точных данных о том, кто со стороны России является инвестором, инициатором и т.д., нет, поэтому «возникает огромное количество вопросов».
Более того, $25 млрд для КНДР — сумма астрономическая. Официальной статистики в отношении экономики Северной Кореи в открытом доступе не существует. По оценке центробанка Южной Кореи, в номинальном выражении он в 2013 году достиг $33,3 млрд.
По данным Банка Кореи, отраслевая номенклатура Северной Кореи не отличается разнообразием. Экономика КНДР, по мнению их южных соседей, чуть сбавила обороты по сравнению с 2012 годом из-за спада в строительном секторе на 1%, не обеспечив спрос на дорожное строительство, хотя возведение жилых домов увеличилось.
Одна из крупнейших строительных компаний России «Мостовик», выступавшая подрядчиком на госстройках к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке и к Олимпиаде в Сочи, находится сейчас в стадии банкротства вследствие многомиллиардных убытков. Задолженность организации на сегодняшний день составляет 18,9 млрд руб. Сбербанку, 3,3 млрд руб. — Альфа-банку, 3,4 млрд руб. — Газпромбанку. Во вторник Кировский районный суд Омска удовлетворил иск Росбанка к главе НПО о взыскании с «Мостовика» 711,6 млн руб.
В общей сложности стоимость активов организации меньше ее долгов в девять раз. Кредиторская задолженность подрядчика — 32,9 млрд руб., дебиторская — 17,7 млрд руб., долги сотрудникам и по обязательным платежам составляют 3,7 млрд руб., активы — 4,2 млрд руб.
Экономике КНДР может помочь интерес со стороны России. Геополитические неурядицы этого года заставили Кремль декларировать «поворот на Восток». Пока товарооборот между двумя странами невелик и в течение последних лет составляет около $100 млн в год.
В 2013 году товарооборот России и КНДР составил $112 млн. Это капля в море по сравнению с Китаем. При этом Москва весной текущего года простила Пхеньяну, по сути, весь госдолг — более $10 млрд.
20 октября стало известно, что Россия и Северная Корея перешли на расчеты в рублях, о чем стороны договорились в начале месяца на Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР.
Такая мера была необходима для увеличения торгового оборота между двумя странами до $1 млрд к 2020 году, заявил Галушка.
Корреспондентский счет в рублях был открыт в ОАО АКБ «Региональный банк развития» Банком внешней торговли КНДР и Корейским банком соединения развития. В октябре уже были проведены первые расчеты в рублях.