«В период с 2002 по 2006 год Урал Рахимов совместно с неустановленными лицами путем реализации разработанной схемой хищения акций предприятий, на балансе которых аккумулированы значительные активы в виде денежных средств, используя служебное положение отца, организовал хищение контрольных пакетов акций ряда ОАО», — говорится в мотивировочной части решения Мосгорсуда по жалобе на арест акций «Башнефти».
Впоследствии Рахимов-младший обеспечил проведение финансовых операций с похищенным имуществом, в частности, в 2009 году продал акции АФК «Система», причем по заведомо заниженной цене (по данным Генпрокуратуры, «скидка» составила $500 млн), утверждается в документах.
Сумма сделки составила $2,5 млрд, и эксперты рынка в 2009 году говорили, что «Система», напротив, переплатила за башкирские активы.
Генеральная прокуратура на прошлой неделе потребовала возврата акций башкирских предприятий в госсобственность. Нынешний глава Башкирии Рустэм Хамитов полностью поддержал эту идею и назвал возврат активов государству «высшей справедливостью». Сейчас акции арестованы, под арестом находится и основной акционер «Системы» Владимир Евтушенков, которому предъявлено обвинение в легализации средств, полученных преступным путем.
«По юридической логике после того, как Мосгорсуд фактически назвал экс-президента Башкирии Муртазу Рахимова пособником преступления, следует ожидать предъявления обвинения», — комментирует глава Совета адвокатов России Игорь Трунов.
Что касается Евтушенкова, то, по словам юриста, с вовлечением в дело Рахимова-старшего роль владельца «Системы» может поменяться. «Если будет доказана коррупционная составляющая, злоупотребление положением и властью со стороны Муртазы Рахимова, он становится основным действующим лицом, так как без него бы преступления не было, — поясняет Трунов. —
И тогда нужно будет разбираться, имел ли связи с Рахимовым-старшим Евтушенков, использовал ли он служебное положение президента Башкирии».
Урал Рахимов на данный момент находится в международном розыске, Муртазу Рахимова не разыскивают, он является главой фонда «Урал», где, по неофициальным данным, как раз и «осели» средства от продажи активов башкирского ТЭКа.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что вовлечение в дело Рахимова-старшего говорит о том, что государство хочет получить назад не только башкирский ТЭК, но и средства, вырученные от его продажи.
»Муртаза Рахимов остается серьезной фигурой в Башкирии, на предыдущих выборах президента республики он, по некоторым данным, поддерживал кандидата Раиля Сарбаева, — рассказывает Макаркин. — Кандидатура Сарбаева была снята, однако попытка, говорящая о том, что у Рахимова еще остались политические амбиции, имела место, и это было негативно воспринято федеральным центром».
По словам политолога, для активной политической игры Рахимову необходим имиджевый и финансовый ресурс. «И если с имиджевым ресурсом сделать ничего нельзя (хотя попытки скомпрометировать Рахимова предпринимались), то от финансов его отрезать можно», — поясняет Макаркин.