Презентация проектов состоится в пятницу на Самарском межрегиональном экономическом форуме. «Сегодня на заседании набсовета, куда входит несколько министерств, включая Минэкономразвития (МЭР), будет принято предварительное решение, кого пропустим», — рассказала «Газете.Ru» Анастасия Алехнович, исполнительный директор центра «Новая индустриализация», который курирует программу территориально-отраслевых комплексов (кластеров).
В ходе мероприятия будут презентованы пять заявок на создание кластеров по арматуростроению (Курганская обл.), переработке зерновых (Омская обл.), развитию аквакультуры (Астраханская обл.), производству мяса (Калмыкия), а также образовательного комплекса (Томск).
«Проекты сильные и очень разные. Нет заявок, где производители рассчитывают на миллиарды бюджетных или кредитных рублей при плане по выручке менее миллиона. В среднем объем необходимых инвестиций по одной заявке составляет до 3,5 млрд руб.», — сказала Алехнович. Она затруднилась сказать, у каких заявок больше шансов быть одобренными. Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, считает, что, скорее всего, все предложения получат зеленый свет.
На набсовете будет также презентован проект автомобильного кластера в Самаре, но решение по нему в этом году приниматься не будет. «Проект неплохой, но они поздно подготовили заявку», — пояснила Алехнович. Всего в центре «Новой индустриализации» сейчас 18 заявок на создание кластеров в разной степени проработки (список есть у «Газеты.Ru»).
Нужны дешевые кредиты
Инициаторы проектов рассчитывают на финансовую поддержку через прямые субсидии на инфраструктуру, а также дешевые кредиты.
«Необходимая сумма инвестиций составляет порядка 1 млрд руб. Так что надеемся на прямые субсидии», — сказал директор Центра кластерного развития Курганской области Сергей Сухарев.
«Стоимость образовательного кластера в Томске оценивается в 6 млрд руб., рассчитываем, что государство поможет с половиной этой суммы», — сказал советник ректора НИ ТГУ по инновациям Алексей Князев. В Омске стоимость проекта оценивается в 13,5–17,5 млрд руб., при этом господдержка должна составить 4,3 млрд руб. Калмыкии кластер по производству мяса обойдется в 3,5 млрд руб.
«Мы на прямые субсидии особо не рассчитываем. Бизнес сам готов вкладывать средства, но нужны дешевые кредиты», — отметила председатель ассоциации «Астраханьрыбхоз» Елена Чертова. По ее словам, организация рыбохозяйственного кластера обойдется в 1,5 млрд руб. (выручка компаний-участников составит более 0,5 млрд руб. по итогам этого года).
«Субсидии на инфраструктуру будут небольшими. Практически в каждом проекте предусмотрено создание инжинирингового центра. Самыми дорогими могут стать проекты в Омске и Кургане, порядка 200 млн руб. в год при трехлетнем финансировании. В Астрахани проект поскромнее, около 50 млн в год», — рассказала Алехнович.
По ее словам, основной упор делается на разработке программы проектного финансирования: «Соответствующие поручения есть у Центробанка, МЭР. Нужны длинные дешевые деньги, которые есть у западных и азиатских производителей в отличие от российских». Основным источником таких денег должен стать Внешэкономбанк (ВЭБ). «Он сможет обеспечить кредиты, гарантии, страхование», — рассчитывает Алехнович.
«Финансирование территориальных кластеров является приоритетным направлением ВЭБ. Но сейчас обсуждаются только кластерные инициативы, которые не содержат проектных предложений. В связи с этим говорить об участии в них ВЭБ пока преждевременно», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ВЭБ.
Крым — особый случай
Планировалось, что шестой заявкой на рассмотрение набсовета станет создание виноградарско-винодельческого кластера в Крыму. Однако в последний момент ее презентация сорвалась, так как представители вынуждены были остаться на совещании в Краснодарском Крыму. Тем не менее это не значит, что из-за неявки одобрение заявки задержат.
«До конца года по Крыму будет принято решение. Потому как это особый случай, требуется форсирование», — пояснила Алехнович.
Заявка Крыма резко выделяется на фоне остальных из-за масштабности самого проекта и, соответственно, требуемого финансирования. «В Крыму есть ряд госпредприятий, которые практически прекратили свою деятельность. В их распоряжении большие площади земель, которые сейчас не используются, но на них можно выращивать виноград. На их базе планируется создать одно большое госпредприятие», — рассказал президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Только на этот проект может понадобиться 15–20 млрд руб., тогда как общий объем инвестиций всего винодельческого кластера обойдется уже в десятки миллиардов рублей в зависимости от утвержденных проектов, например по строительству заводов по переработке винограда.
«Изначально крымский проект рассматривался отдельно. По сумме там нет особых разночтений, так как речь идет скорее об отраслевой программе. А кластер в принципе может работать уже сейчас, на базе действующих предприятий, например, в плане кооперации закупок», — отметила Алехнович. Также есть идея подключить к развитию кластера частные компании, такие как завод шампанских вин «Новый Свет» и Inkerman.
После присоединения Крыма российская винодельческая отрасль увеличилась фактически на 50%. Сейчас в России 60 тыс. га виноградников, в Крыму — порядка 30 тыс. га.
«Есть задача увеличить до 2025 года площадь виноградников в Крыму до 100 тыс. га, — перечисляет Попович. — Необходимо втрое увеличить число малых и средних частных виноградарских и винодельческих хозяйств (сейчас их порядка 100). Соответственно, объем производства вина к тому времени должен достичь 50 млн дал базового вина наливом и 15 млн дал различных вин для розничного рынка. Но для этого нужно начинать сажать виноградники прямо сейчас — первый урожай будет только через пять лет».
£
Тиражирование бизнес-анклавов
Законодательной базы о создании территориально-отраслевых комплексов (ТОК) или кластеров пока нет. «В Минэкономразвития концепция создания ТОК, подготовленная «Деловой Россией», не поступила. В связи с этим говорить о возможных вариантах господдержки этих проектов, например о предоставлении налоговых льгот, в настоящий момент преждевременно», — сказали в пресс-службе МЭР.
Согласно этой концепции (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), под ТОК понимается совокупность предприятий, поставщиков и научно-исследовательских организаций, связанных по территориальному и кооперационному принципу. Еще одно определение, правда, только по промышленным кластерам, прописано в законопроекте Минпромторга «О промышленной политике». В нем говорится, что это совокупность субъектов промдеятельности, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости.
Согласно законам, законопроектам и концепциям, в России существуют или в ближайшее время возникнут различные предпринимательские анклавы с особым юридическим статусом и изъятием из действующего законодательства в части налогообложения. К ним относятся различные парки, особые экономические зоны, кластеры и территории опережающего развития. Все их курируют разные министерства: МЭР, Минпромторг, Минсвязь, Министерство Дальнего Востока, частично Минстрой и Минсельхоз.
«Министерства пытаются нащупать более эффективные механизмы взаимодействия с бизнесом. Но существенным препятствием для развития является нескоординированность действий участников, — сомневается ведущий научный сотрудник Центра институционального развития РАНХиГС Юрий Симачев. — У министерств и ведомств сохраняется желание отметиться с новыми инициативами, не рассказав толком, чем завершились прошлые, а также чем новая инициатива лучше предыдущих».
Сейчас по кластерным проектам можно получить бюджетное финансирование по программам министерств вроде поддержки малого и среднего предпринимательства или ОЭЗ (курируются МЭР). «Пока отдельной программы по субсидированию целых кластеров не требуется. Нужна поддержка конкретных проектов, ее можно получить в рамках действующих программ», — считает Алехнович.
С ней не согласен управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов: «Темпы экономики близки к отрицательным. Нужны серьезные стимулы. Сейчас в России проходит уже третья волна интереса к кластерному развитию. Но такие комплексы могут существовать только при условии серьезной господдержки».