Руководители Евросоюза в четверг обсудят новые санкции в отношении России. Трехстраничный доклад на эту тему перехватила и частично опубликовала британская Financial Times. Документ, озаглавленный «План предложений второго раунда ограничительных мер в отношении России», содержит самые разные варианты дальнейших действий: как углубление уже принятых в июле мер, так и распространение их на другие сектора российской экономики.
Авторы доклада считают, что эффект от усугубления ограничений в трех уже затронутых санкциями секторах – оборонная промышленность, финансовый и нефтегазовый секторы – будет ощутимее и наступит быстрее.
В документе отмечается, что «такие меры подтвердят, что санкции ЕС в отношении России направлены на урегулирование конфликта с Украиной и не являются ответной реакцией на ограничения, введенные со стороны России».
Предложено ограничить доступ к финансированию не только для крупнейших государственных банков (им запрещено кредитование сроком свыше 90 дней), но и для предприятий оборонной промышленности, и государственных нефтегазовых компаний. «Возможны меры… запрещающие долговое финансирование (посредством облигаций, акций и синдицированных кредитов) для оборонных предприятий и государственных компаний, занимающихся разведкой, добычей и транспортировкой нефти и нефтепродуктов», — пишут авторы доклада. Под ограничения могут подпасть все компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций (50% плюс одна акция). «Это дополнение существенно повысит нагрузку на российский бюджет, финансирующий компании», — говорится в документе.
Евросоюз предлагает рассмотреть также возможность ограничений и в других сферах.
«Помимо экономических мер можно рассмотреть и другие способы скоординированных действий в рамках G7 (Группа семи, так называемая «большая семерка». — «Газета.Ru») и не только, которые приостановили бы участие России в значимых международных культурных, экономических и спортивных событиях (гонки «Формулы-1», участие в турнирах УЕФА, чемпионат мира по футболу — 2018)», — добавляют авторы.
Информация о возможном переносе чемпионата мира 2018 года из России в другую страну уже попала в прессу. Чиновники УЕФА официально заявили, что таких планов пока нет.
Ранее Еврокомиссия в качестве еще одного варианта расширения мер предлагала распространить запрет на экспорт в Россию товаров двойного назначения не только на военных импортеров, но и на гражданских пользователей. Кроме того, поднимался вопрос о запрете на экспорт в Россию высокотехнологичного энергетического оборудования, а также запрете техобслуживания. Помимо этого, ЕК выступала с предложением сократить сроки погашения долговых инструментов госбанков до 30 дней.
Президент Франции Франсуа Олланд заявил в среду о приостановке поставки России первого вертолетоносца «Мистраль».
«Не существует достаточных условий для поставки первого вертолетоносца», — пояснил Олланд. Россия грозит Франции неустойкой за срыв контракта, сумма которой может достигать €3 млрд.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что наиболее чувствительными были бы санкции в отношении нефтянки. «Это те санкции, которые касаются самых крупных экспортеров, это нефтегаз. Если их деятельность была бы серьезным образом ограничена, это сказалось бы на бюджете страны и экономике в целом, — говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. — Но это обоюдоострое оружие, потому что главные импортеры нефти и газа — Евросоюз».
Какой вариант будет выбран сейчас, сказать сложно, поскольку вопрос санкций целиком зависит от политической ситуации. «Если удастся достичь перемирия, то вопрос о введении санкций, возможно, будет отложен на первом этапе, а если политический процесс на востоке Украины удастся закрепить, то и снят с повестки дня, и через один-два месяца может быть поднят вопрос о смягчении или отмене тех санкций, которые уже введены» — таков оптимистичный сценарий Тихомирова. «Вероятно, тон заявлений к концу недели несколько смягчится», — надеется аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков.
«Если новый пакет санкций все же будет принят, то давление на российскую экономику еще более возрастет. Ограничительные меры будут оказывать медленное, но отрицательное воздействие как на финансовую сферу (повышение ставок по кредитам и невозможность перекредитоваться на западных площадках), так и на отечественный ТЭК (сейчас для российских компаний остро стоит вопрос разработки трудноизвлекаемых месторождений, которую без участия западных технологий осуществить невозможно). Новые санкции могут сократить ВВП еще на 0,5–1%», — прогнозирует Ермаков.
«В краткосрочной перспективе те санкции, которые были введены или обсуждаются, не нанесут существенного ущерба экономике России», — отмечает Тихомиров. Однако, подчеркивает эксперт, в долгосрочной перспективе они опасны.