С начала года в Киеве закрылось около 80 из 1,6 тыс. работавших заведений общественного питания, рассказала «Газете.Ru» генеральный директор консалтинговой компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «Такая же ситуация наблюдается и в других регионах страны», — добавляет она. Например, в Одессе с января по август двери закрыли не менее 30 рестораторов, а на западе страны – около 20 заведений.
«Количество обращений с предложением арендовать помещение, в котором ранее работал ресторан, действительно растет», — подтверждает генеральный директор всеукраинской сети «Сушия» Роман Романчук.
Больше всего, около двух тысяч, ресторанов закрылось в Донбассе (в Донецкой и Луганской областях), где сейчас идут военные действия.
«Работают только единичные кафе», — описывает ситуацию в Донецке один из местных волонтеров.
Ольга Насонова говорит, что один из ее клиентов в Луганске недавно лишился своего паба: в здание, в котором располагалось заведение, попал снаряд. Помимо этого в этом году Украина потеряла Крым, где работало около 1,7 тыс. кафе, баров и ресторанов.
По данным государственного комитета статистики, на начало этого года в стране работало около 24 тыс. ресторанов. Если ситуация на востоке страны не улучшится, а бизнесмены продолжат закрываться такими же темпами, то к концу 2014 года Украина потеряет четверть заведений общественного питания.
Активнее всего закрываются несетевые заведения, говорит Ольга Насонова. С начала года с карты Киева исчезла только одна сеть – рюмочные «Мужики» (насчитывала три объекта в столице). Заведения предлагали посетителям недорогой алкоголь (50 г водки обходились в 10 грн — 37 руб.), а также незатейливые закуски.
Но посетителей оказалось недостаточно, чтобы сделать работу «Мужиков» прибыльной.
Сети держатся на плаву, поскольку имеют массу преимуществ по сравнению с единичными заведениями. Как правило, они получают хорошие условия от поставщиков (более низкую цену и хорошую плату «за вход»), активнее рекламируются и привлекают гостей за счет сетевых маркетинговых программ.
Рестораторы закрывают свои заведения по нескольким причинам. Главная из них – резкое сокращение количества гостей. Например, в первом квартале в киевские кафе, бары и рестораны пришло вдвое меньше посетителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
К лету 2014 года ситуация стабилизировалась, но сейчас гостей все равно на 20% меньше по сравнению с этим же месяцем прошлого года.
Посещаемость киевских и региональных заведений снизилась одинаково, уточняет Роман Романчук.
Клиенты перестали посещать рестораны из-за роста цен на блюда и напитки в меню с начала года на 25–30%. Пересмотреть стоимость блюд в меню рестораторы были вынуждены из-за подорожания продуктов питания.
«Поставщики поднимают цены», — жалуется совладелец ресторанной компании «Фанера project» (сеть фан-баров «Банка», кафе «Желток») Антон Белецкий.
Директор винной компании «Витис» Сергей Мазур признает, что импортеры были вынуждены повысить свои расценки на 30%. При этом, по его словам, подорожание было не последним: «Цены полностью не отыграли рост курса валют».
Дальнейшая ценовая политика украинских рестораторов зависит от курсов валют и военных действий на востоке страны. Если они не прекратятся, блюда и напитки вновь подорожают, а в рестораны придет еще меньше клиентов.