Министр финансов Австралии Матиас Корманн сообщил, что его страна допускают возможность запрета на продажу урана России.
«Мы рассматриваем, какие еще разумные меры мы можем предпринять в плане дальнейшего ужесточения санкций в отношении России», — отметил Корманн в эфире телеканала Sky News в субботу.
Днем ранее о готовности запретить продажу урана заявила и глава австралийского МИДа Джули Бишоп. Новые санкции в отношении России будут приняты, если Москва не возьмет на себя ответственность за крушение малайзийского «Боинга», цитировала ее слова The Sydney Morning Herald.
Ужесточить санкции готов и премьер-министр Австралии Тони Эббот. По его словам, от этого шага его ранее удерживал лишь факт нахождения австралийских специалистов на Украине, на месте крушения «Боинга». Сейчас эксперты перебрались в Нидерланды, и Австралия готова «к жестким санкциям», объявил австралийский премьер.
Австралия уже дважды вводила экономические санкции против граждан и компаний России и Украины. Эта страна также числится в списке ответных санкций России. В санкционном списке Канберры — глава президентской администрации Сергей Иванов, его заместитель Вячеслав Володин, вице-премьеры Дмитрий Рогозин, Дмитрий Козак, советники президента Сергей Глазьев и Владислав Сурков, а также банк «Россия», СМП Банк, «Стройгазмонтаж», «Акваника», Volga Group и «Черноморнефтегаз».
За нарушение этого запрета, в соответствии с законодательством, австралийская компания может быть оштрафована на значительную сумму, а физлицо, пренебрегшее санкциями, может оказаться в тюрьме сроком до 10 лет.
Источник в урановой отрасли утверждает, что заявление о возможном запрете на поставки в Россию урана является чисто политическим. «Это сделано, чтобы понравиться США, инициировавшим санкции против России. Как можно запретить поставки, которых фактически нет?» — недоумевает источник.
В госкорпорации «Росатом» подтвердили, что сейчас Россия не добывает природный уран в Австралии. Хотя и владеет там месторождением урана Honeymoon через свою 100-процентную «дочку» Uranium One. «Разработка новых урановых проектов как в России, так и за рубежом, включая месторождение Honeymoon в Австралии, приостановлена около года назад в связи с резким падением цен на уран», — сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.
Цены на уран обвалились после аварии на «Фукусиме» в марте 2011 года, снизившись практически вдвое, до $35 за фунт закиси-окиси урана (U3O8), и до сих пор не смогли восстановиться.
В ноябре 2013 года «Росатом» заявил об остановке развития своих уранодобывающих активов и консервации ряда проектов, входящих в российский холдинг «Атомредметзолото» (АРМЗ) и канадскую Uranium One (U1, госкорпорация владеет 100% акций).
В частности, речь шла о консервации того самого месторождения Uranium One в Австралии Honeymoon (добывает 85 т природного урана в год), прекращении развития американского актива Willow Creek (добыча сохранится на текущем уровне) и «оптимизации» проекта Mkuju River в Танзании, а также о приостановке расширения российских проектов.
В итоге, по словам Новикова,
из Австралии в Россию поступила только «пилотная» партия природного урана.
Его поставила австралийская компания Rio Tinto по контракту с «Техснабэкспортом» (входит в корпорацию «Росатом»). Это было в 2012 году. Сырье было переработано в низкообогащенный (энергетический — для дальнейшего производства ядерного топлива) уран на Северском химическом комбинате (входит в топливную компанию ТВЭЛ) и поставлено «одной из зарубежных энергокомпаний». Объемы пилотной партии и цену контракта компании не раскрывают, но такие поставки обычно не превышают 50 т.
Смысл заявления австралийских властей в том, что они могут препятствовать поставкам урана в Россию в случае, если российские компании захотят приобрести уран австралийского происхождения: будь то месторождение Honeymoon или любое другое. Правда, пока такой необходимости нет.
«В любом случае сегодня «Росатом» занимает 2-е место в мире по запасам урана, владея через СП месторождениями в Казахстане («Акдала», «Южный Инкай» «Каратау», «Харасан», «Акбастау», «Заречное» «Южное Заречное»), а также имея в собственности в Танзании проект Mkuju River (рудник принадлежит «Атомредметзолоту») и российские рудники.
Запасов на этих месторождениях хватит, чтобы обеспечить сооружаемые по российским проектам АЭС как в России, так и за рубежом на ближайшие сто лет», — добавил Новиков.
Межправительственное соглашение с Австралией о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях было подписано в сентябре 2007 года в Сиднее. Австралия обязывалась поставлять его России для переработки и использования в российских атомных реакторах. Ратифицировать соглашение страны-партнеры планировали в 2008 году, но Россия в августе этого же года участвовала в вооруженном конфликте с Грузией.
В итоге соглашение было ратифицировано только в 2011 году.
Главным условием договора было предоставление гарантий того, что обогащенный уран не попадет в Сирию или Иран, которые могут использовать его для разработки ядерного оружия.
Если Австралия введет новый пакет санкций, именно это соглашение будет расторгнуто. Предыдущее соглашение между Москвой и Канберрой, которое было подписано в 1990 году, касалось исключительно переработки Россией австралийского урана для нужд третьих стран.
Австралия располагает примерно половиной всех запасов урана в мире и замыкает тройку крупнейших производителей после Казахстана и Канады.
По данным World Nuclear Association, в Австралии сосредоточено порядка 10% от общемирового производства природного урана. Ежегодно здесь добывают 7,6 тыс. т урана, и весь добытый уран экспортируется. Власти Австралии приняли решение не развивать в стране атомную энергетику.
США, в русле политики которых обычно следует Австралия, остаются одними из самых крупных потребителей российского урана. «Росатом» имеет контракты с частными энергетическими компаниями США на закупки услуг по обогащению урана. Стоимость сделок, заключенных до 2020 года, составляет $5,5 млрд. Если эти сделки расторгнуть, то без электроэнергии останется несколько десятков миллионов домохозяйств.