Правительство России ввело запрет на транзит рейсов украинских авиакомпаний через свое воздушное пространство. Об этом в четверг на заседании правительства заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Есть одно решение, которое правительством принято: речь идет о прекращении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, выполняющих полеты через воздушное пространство России в целый ряд стран: Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию», — сказал он.
Кроме того, правительство рассматривает и несколько мер в ответ на введенные в отношении «Добролета» санкции, заявил Медведев на заседании правительства. Он назвал эти меры, но подчеркнул, что это не означает, что они немедленно будут введены.
«Во-первых, правительство рассматривает запрет на использование воздушного пространства России для транзита рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии. Это очень жесткая мера, но о ней следует упомянуть», — отметил Медведев.
«Во-вторых, возможно изменение «точек входа и выхода» в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских и американских авиаперевозчиков. Обе меры увеличат стоимость билетов зарубежных авиакомпаний».
«Россия готова и к пересмотру правил использования транссибирских маршрутов. Для государств Евросоюза такой пересмотр может состояться в полном объеме, а с авиационными властями США мы прекратим переговоры по вопросу использования транссибирских маршрутов», — заявил премьер-министр.
Заявление премьер-министра стало полной неожиданностью для украинских властей. «Мы не получали никаких уведомлений с российской стороны. О запрете полетов над территорией России узнали из новостей», — сообщил «Газете.Ru» источник в Государственной авиационной службе Украины.
Украинские перевозчики не летают через Россию в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию (эти страны назвал Дмитрий Медведев в своем выступлении. — «Газета. Ru»), сообщил генеральный директор авиакомпании «Визз Эйр Украина» Акош Буш. «Самолеты летят над Черным морем, над частью, которая принадлежит Украине», — заявил он и добавил, что это решение никак не отразится на работе украинских авиаперевозчиков.
Согласен с ним и генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. «Но это может затронуть другие направления, например в Китай. Это приведет к росту цен на авиабилеты на 20%», — говорит он.
Источник в кабмине сообщил, что от ввода ограничений больше всего пострадает авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которая выполняет рейсы в Юго-Восточную и Среднюю Азию. «Экономически невыгодно летать в обход России — перевозчикам придется закрыть эти рейсы», — считает он. Пассажиры, которые захотят попасть в Таиланд, попросту станут пользоваться услугами других, более дешевых перевозчиков, например Turkish Airlines, «Туркменскими авиалиниями» или Air Astana.
Заменить потерянные направления украинским перевозчикам будет нечем.
Спрос на услуги чартеров из-за падения туристического рынка в этом году снизился на 30% (по прогнозам, в 2014 году за границу поедет отдыхать 3,1 млн украинских туристов против 4,5 млн в прошлом году), нагрузка регулярных рейсов также сокращается. В первом полугодии 2014 года аэропорт Борисполь обслужил 3,13 млн пассажиров, что на 4,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За этот же период в Киеве зафиксировано падение на 30,9%, до 0,56 млн человек, а во Львове обслужили на 12,5% меньше пассажиров — 0,25 млн человек. Рост пассажиропотока зафиксирован только в Днепропетровске — из-за неработающих аэропортов в Донецке и Луганске.
Единого рецепта для разрешения сложившейся ситуации у перевозчиков нет. Некоторые авиакомпании могут отказаться от части своих самолетов, которые они покупали в лизинг. Другие передают свой флот в «мокрый лизинг» (сдают в аренду борт вместе с экипажем). По такому пути, например, пошел Windrose.
Ответные действия в украинском правительстве пока не обсуждают. «Пока ничего официально не получили, рано о чем-то конкретно говорить», — сообщил источник в Госавиаслужбе. Но, по признанию высокопоставленного чиновника в кабмине, у Украины немного рычагов влияния на сложившуюся ситуацию.
«Украина может закрыть свое воздушное пространство для российских самолетов. Ну и что это даст?
Большинство авиакомпаний и так облетают территорию страны после падения самолета «Малайзийских авиалиний».