Правительство России продлит на 2015 год мораторий на формирование накопительной части пенсий. Об этом во вторник заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин сразу после совещания по вопросу «О бюджетных проектировках на 2015 год».
«При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР правительство России приняло решение направить в 2015 году средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. Соответственно, те взносы, которые в 2015 году должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей», — заявил Топилин.
Решение о продлении заморозки пенсионных накоплений на 2015 год связано не с дефицитом пенсионной системы, а направлено на усиление ее солидарности, подчеркнул министр, добавив, что считает неэффективной накопительную часть пенсии, которая снижает пенсионные права россиян.
Заявление Топилина подтвердила «Газете.Ru» и пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.
Позднее курирующая социальный блок вице-премьер Ольга Голодец также заявила, что «принципиальное решение о заморозке пенсионных накоплений на 2015 год принято».
Отвечая на вопросы журналистов после заседания президиума Госсовета в Воронеже, она подчеркнула, что «накопительная пенсия не обеспечивает тех же прав, что и страховая». Вице-премьер также выразила убежденность в том, что негосударственная пенсионная система должна обеспечивать доход как минимум на уровне инфляции.
Голодец также сообщила, что в настоящее время «вопрос об отказе от накопительной пенсии активно обсуждается». По ее словам, это может стимулировать граждан к добровольному пенсионному страхованию. Накопительная пенсионная система до сих пор не давала экономического роста, поэтому влияние отказа от нее на экономику оценить сложно, отметила вице-премьер.
В ходе обсуждения против заморозки пенсионных накоплений на следующий год выступали Минфин и Минэкономразвития.
Еще в начале июля министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что накопительная часть пенсий граждан в 2015 году поступит в НПФ. «В следующем году не предусмотрено продолжение схемы 2014 года. В 2015 году все средства пенсионных накоплений поступят в негосударственные пенсионные фонды, как это было в 2013 году и ранее, до текущего года», — заявил Силуанов. Во вторник ведомство не смогло оперативно прокомментировать новость о заморозке накопительной части пенсий.
Минэкономразвития России не поддерживало идею заморозки накопительной части пенсий в 2015 год по ряду причин, заявили «Газете.Ru» в министерстве.
Во-первых, пенсионные накопления – это «длинный» инвестиционный ресурс, уменьшение объема которого ограничит возможности экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе по причине недофинансирования крупных инфраструктурных проектов.
Во-вторых, из-за финансовых санкций Запада существенно снижаются возможности российских компаний и банков рефинансироваться на зарубежных рынках, следовательно, у них возрастут потребности в краткосрочных внутренних инвестициях. А неполучение негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных накоплений уменьшит объем таких ресурсов. Крупным корпорациям будет сложнее размещать свои облигации, Минфину России — государственные ценные бумаги, пояснили в ведомстве свою позицию.
Впрочем, после принятия решения о заморозке накопительной части на 2015 год Минэкономразвития заявило, что готово исполнять решение правительства. «Действительно, на стадии обсуждения проекта Минэкономразвития высказывало опасения в отношении возможного ограничения экономического роста. После детальных обсуждений в кабинете министров правительство приняло решение о направлении в 2015 году средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной части пенсионной системы, которое Минэкономразвития будет, безусловно, исполнять», — сказал заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.
Более резко в отношении возможного продления заморозки пенсионных накоплений высказываются в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ).
«Вообще сложившаяся сейчас ситуация парадоксальна. Социальный вице-премьер Ольга Голодец и глава комитета Государственной думы по труду и социальной политике Андрей Исаев, вопреки прямым указаниям президента РФ Владимира Путина о развитии накопительной системы, систематически продвигают идеи по ее ликвидации. Предлагаемые социальным блоком правительства меры по дальнейшей заморозке пенсионных накоплений направлены исключительно на решение фискальных проблем текущего периода. Что будет с экономикой страны в результате этих решений уже через год и тем более какой будет пенсия граждан в будущем, этих людей не волнует», — заявил «Газете.Ru» президент НАПФ Константин Угрюмов.
В октябре 2013 года правительство России приняло решение не перечислять в 2014 году накопительную часть пенсии всех будущих пенсионеров в распределительную систему, а направить эти деньги на текущие выплаты пенсионерам. Обосновывалось такое решение необходимостью проверки частных пенсионных фондов и создания на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) страхового фонда для выплат клиентам обанкротившихся НПФ. В результате в 2014 году федеральному бюджету удалось сэкономить около 243 млрд руб.
Однако эти резервы понадобились правительству уже весной этого года — после вхождения Республики Крым в состав России.
Тогда министр финансов Антон Силуанов в ответ на поручение Владимира Путина выделить средства в размере 55 млрд руб. на развитие Крыма и покрытие бюджета региона предложил использовать сэкономленные средства.
Налог с продаж пока под вопросом
Другим способом пополнения бюджета может стать возвращение налога с продаж. Такая возможность также обсуждалась в ходе совещания по вопросу «О бюджетных проектировках на 2015 год».
Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключил возможности повышения налоговой нагрузки в России для пополнения бюджета.
«Нужно проанализировать и дополнительные возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае», — заявил Медведев в ходе совещания по вопросу «О бюджетных проектировках на 2015 год».
Он добавил, что правительство подготовит проект бюджета 2015 года к середине сентября и внесет в Госдуму. Новый бюджет должен быть сбалансирован с учетом негативных последствий санкций Запада, подчеркнул Медведев. «Результатом работы должен быть реалистичный и сбалансированный бюджет. Бюджет, который учитывает текущее положение дел в российской и мировой экономике, в том числе негативные последствия санкций, которые в настоящий момент развернуты против наших отдельных компаний, да и по сути, против всей страны», — указал председатель кабмина.
По словам премьера, все соцобязательства государства будут профинансированы в полном объеме, несмотря на введенные против России санкции.
Прошедшему во вторник совещанию по бюджетным проектировкам предшествовал жаркий спор о способах пополнить российский бюджет в 2015 году. В начале июля Минфин выступил с рядом инициатив, которые должны увеличить доходы бюджета. Для этого ведомство Антона Силуанова предлагало увеличить размер акциза на табак, ввести пошлину для «Газпрома» на экспорт газа в Турцию, а также вернуть налог с продаж (НСП).
Последняя мера (НСП), впрочем, была предложена Минфином как крайняя, ее не планировалось реализовывать, уточняет «Газете.Ru» источник из правительства.
В конце июля на совещании у президента Владимира Путина чиновники решали, каким именно образом собрать с населения и компаний больше косвенных налогов. Рассматривались два основных варианта: дать регионам право ввести новый налог с продаж в размере 3% или повысить НДС на 2%, до 20%, с 2015 года. Президент Путин поддержал введение налога с продаж, однако окончательно решение так и не было принято.
Главными защитниками идеи введения налога с продаж выступают в первую очередь руководители регионов с высокой долей цивилизованного ритейла, рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом обсуждения.
Именно цивилизованный ритейл должен стать главным источником доходов от нового налога. На сегодня самая высокая доля такого ритейла приходится на Москву, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области. Правительство Москвы уже заявило, что налог с продаж может стать существенным источником пополнения бюджета Москвы.
«Этим регионам необходимы средства для развития, а также реализации инфраструктурных проектов. Однако сейчас свободных средств в федеральном бюджете не осталось, а региональные бюджеты такие суммы вряд ли потянут, — отмечает собеседник «Газеты.Ru» в правительстве. — Поэтому введение НСП для регионов представляется идеальной возможностью пополнить свой бюджет».
Должны выиграть от введения НСП и менее богатые регионы — на этом настаивал помощник президента Андрей Белоусов.
«Сейчас доходы регионов серьезно сократились, в результате в их бюджетах образовался разрыв в 2% от ВВП, не считая расходов на выполнение майских указов президента, — рассказал «Газете.Ru» директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин. — Средств для покрытия этого разрыва у Минфина нет. В то же время отказаться от реализации крупных инфраструктурных проектов в регионах тоже нельзя. В результате в отсутствие других источников пополнения бюджетов единственным возможным выходом остается увеличение налогового бремени».
Против введения налога с продаж выступает финансово-экономический блок правительства.
В Минфине и Минэкономразвития считают, что налог с продаж менее выгоден бюджету, так как эта мера поддержит лишь крупные регионы, и предлагают поднять НДС на 2%, до 20%, отмечает «Газете.Ru» источник в правительстве. По подсчетам ведомств, введение НСП сможет принести бюджету в 2015 году только 195 млрд руб., в то время как увеличение НДС принесет в казну до 500 млрд руб.
Налог с продаж (НСП) — косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения ими товаров либо услуг. Как правило, рассчитывается как доля от стоимости товара или услуги. НСП вводился в России дважды. В первый раз НСП в размере 5% был введен в 1991 году в качестве замены существовавшему ранее налогу с оборота. Собранные средства пошли на стабилизацию денежного обращения в СССР, а также обеспечение программы поддержки малообеспеченного населения.
После распада СССР НСП был заменен налогом на добавленную стоимость. Однако уже в 1998 году правительство разрешило регионам самостоятельно принимать решение о введении налога с продаж на своей территории в диапазоне от 0 до 5%. При этом сборы от НСП делились между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 40 на 60.
Введение НСП вызвало недовольство со стороны российского бизнеса. Ряд предпринимателей обратились в Конституционной суд (КС) с просьбой оценить введенный налог. В январе 2003 года КС постановил, что НСП нарушает конституционный принцип равного налогового бремени и создает дополнительные преимущества для юридических лиц, работающих по безналичному расчету. В итоге с 1 января 2004 года налог с продаж был отменен.
Вопрос о возвращении НСП был снова поднят в 2012 году. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович высказался за идею замены НДС на налог с продаж, а также сообщил, что в правительстве уже прорабатываются такие варианты. Однако заявление Дворковича не было поддержано профильными министерствами. Тогдашний глава Министерства финансов Алексей Кудрин выступил с критикой предложения Дворковича и пообещал, что не допустит замены НДС на НСП. С аналогичной позиции выступило и Минэкономразвития. Возглавлявшая министерство Эльвира Набиуллина отметила, что в России должно быть меньше налогов на деятельность и больше на имущество.