Российская Федерация готова рассматривать Республику Зимбабве как перспективного партнера для сотрудничества в области геологии и недропользования, заявил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов в ходе встречи с министром шахт и горнорудного развития Республики Зимбабве Уолтером Куфакунесу Чидаквой и министром финансов и экономического развития Республики Зимбабве Патриком Энтонином Чинамасой. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Минприроды.
Следующая встреча российской делегации с зимбабвийским правительством должна состояться в сентябре 2014 года в Хараре в рамках первого заседания межправительственной российско-зимбабвийской комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству.
«По итогам заседания мы планируем расширить и укрепить нормативно-правовую базу сотрудничества между нашими странами. Кроме того, мы рассчитываем привлечь к работе МПК наиболее широкий круг представителей бизнеса, заинтересованных в развитии минерально-сырьевого сектора Зимбабве», — отметил Храмов.
Уолтер Чидаква, в свою очередь, подтвердил высокие ожидания от предстоящего заседания комиссии. «Мы считаем, что наш сегодняшний визит призван открыть новую главу в истории наших отношений. Главная задача, стоящая перед правительством Зимбабве в настоящее время, — это превращение минеральных ресурсов в капитал, — приводятся в сообщении слова зимбабвийского министра. — Поэтому мы ждем, что благодаря предстоящему заседанию межправительственной комиссии будет заключен целый ряд конкретных договоров с российскими компаниями. Наша страна обладает значительными запасами никеля, хрома, алмазов, асбеста, угля и золота. Для проведения геолого-разведочных работ и добычи в первую очередь нам необходимо оборудование, в том числе российские буровые установки».
К работе в Зимбабве уже готовы АК «АЛРОСА» и ОАО «Росгеология», сообщил Денис Храмов.
Кроме того, участники встречи выразили взаимную заинтересованность в углублении договорно-правовой базы российско-зимбабвийского сотрудничества, а также договорились о проведении совместной подготовки межведомственного меморандума о сотрудничестве в области геологии и недропользования. В переговорах приняли участие и представители профильных департаментов Минприроды России, Росприроднадзора, Росреестра, ОАО «Росгеология», СД «Русхром», ООО «Ви Холдинг».
Это уже не первая встреча представителей российского правительства с зимбабвийскими коллегами за последнее время. 30 июля в Москве представители Зимбабве провели переговоры с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым. Одной из центральных тем переговоров стало обсуждение проекта освоения одного из крупнейших в мире месторождений металлов платиновой группы Дарвендейл.
Проект на данный момент является приоритетным в российско-зимбабвийских отношениях. В 2014–2016 годах планируется проектирование и строительство первой очереди открытого этапа рудника с годовой добычей 2,5 млн тонн руды в год. Проект реализуется совместной российско-зимбабвийской компанией Ruschrome Mining Ltd. С 2013 года российская сторона проекта представлена государственно-частным консорциумом в составе российской инвестиционно-промышленной группы Vi Holding, ГК «Ростехнологии» и ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ).
Из трех перечисленных участников в отношении двух последних введены санкции со стороны США и Евросоюза в связи с ситуацией на Украине.
Впрочем, эксперты отмечают, что помочь России разрешить проблемы с санкциями Африка пока не в состоянии. «Сегодня на Европейский союз приходится 50% российского товарооборота. Такой большой объем просто невозможно заменить, по крайней мере не в сжатые сроки. С другой стороны, существует еще один вопрос: что может предложить нам Африка и что может купить у нас Африка, — говорит «Газете.Ru» доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. — На текущий момент Африка нам предложить мало что может. Поэтому Африка точно не заменит нам Европейский союз».
Внешнеторговый оборот России с Зимбабве сильно колеблется год от года. Так, в 2011 году, по данным российской таможенной статистики, он составил $31,1 млн, что на 130,9% больше, чем годом ранее. В 2012 году объем российско-зимбабвийского товарооборот вырос до $38,3 млн, а в 2013-м упал до $24,5 млн.
Стоит отметить, что в торговле с Зимбабве Россия выступает нетто-импортером. Отрицательное сальдо России в торговле с Зимбабве в 2011 году составило $17,3 млн, а за первую половину 2012-го — $15,9 млн.
В структуре российского экспорта в Зимбабве основная доля поставок приходится на продовольственные товары и сельхозсырье (68,2%), а также на древесину и целлюлозно-бумажные изделия — 22,8% всего объема экспорта. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 7,2%, продукции химической промышленности — 1,3%, металлов, изделий из них — 0,5%.
Основные экспортные товары (почти 94% всех поставок) — пшеница и меслин, бумага и картон с покрытием, колеса ходовые, коробки передач, прочие части и принадлежности автомобилей.
Импорт из Зимбабве представлен следующими товарными группами: продовольственные товары и сельхозсырье — 99,2%, минеральные продукты — 0,5%, другие товары — 0,3%. Основные импортные товары — табак и табачные отходы, пищевые продукты, цитрусовые, срезанные цветы и бутоны.