«ЛУКойл» продаст 100% своей дочерней компании «ЛУКойл-Украина» австрийской AMIC Energy Management GmbH (AMIC). Стороны «достигли принципиальной договоренности» в ходе переговоров, которые были проведены по инициативе австрийской компании, «выразившей заинтересованность в приобретении активов», сообщается в пресс-релизе российского нефтяного гиганта. В настоящий момент проводится должная проверка активов и ведется подготовка к подписанию договора купли-продажи, заявил «ЛУКойл».
«Продажа сети АЗС и нефтебаз на Украине компании AMIC позволит «ЛУКойлу» оптимизировать структуру активов и систему управления сбытовой сетью в Восточной Европе, что имеет большое значение для повышения эффективности нашего бизнеса в сфере сбыта нефтепродуктов», — заявил вице-президент ОАО «ЛУКойл» Вадим Воробьев. Приобретение «ЛУКойл-Украина» является стратегически важным шагом по усилению инвестиционного портфеля австрийской компании в Центральной и Восточной Европе, подчеркнул управляющий директор AMIC Energy Management GmbH Гюнтер Майер.
Предприятию с иностранным участием (ПИИ) «ЛУКойл-Украина» принадлежит около 250 АЗС и шесть нефтебаз, расположенных на территории страны. Фирма входит в пятерку лидеров топливного рынка Украины по количеству заправок и объему розничной реализации нефтепродуктов.
С начала 2014 года работа российских компаний на Украине значительно усложнилась. Часть украинцев уже долгое время бойкотируют российские товары. В марте в украинском интернете появилось «пособие по экономическому патриотизму» — гид по замене импортных товаров украинскими.
В числе предложенных к замене товаров был и бензин. Например, заправляться патриотичным украинцам предлагалось исключительно на заправках «Укрнафта» и «Окко», а не на «ЛУКойле». В конце июня одесская молодежная общественная организация «Студенческая свобода» начала общегородскую кампанию «Не финансируй оккупантов!», первые акции которой прошли у ряда АЗС «ЛУКойл».
Сделка по продаже «ЛУКойл-Укарины» связана с политической ситуацией стране, убеждены как российские, так и украинские эксперты. «Продажа объясняется тем, что сейчас Украина неблагоприятна для российских инвесторов, — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Это некий выход из ситуации ради того, чтобы избежать конфликтов и позволить сети нормально работать». Например, говорит аналитик, в некоторых областях Западной Украины радикально настроенные жители блокируют АЗС «ЛУКойл». В таких условиях компания не может нормально работать.
Продажа заправок европейской компании – это способ снять напряжение, ставшее результатом антироссийской риторики, уверен Охрименко.
Здесь есть как политические, так и экономические факторы, полагает гендиректор ИК Small Letters Виталий Крюков. С одной стороны, российский бизнес явно не приветствуется на Украине, и эта сделка ожидалась, особенно после продажи Одесского НПЗ (продан в начале 2013 года структурам Сергея Курченко). С экономической точки зрения бизнес перестал быть прибыльным, отмечает эксперт. «У «ЛУКойла» на Украине не осталось нефтеперабатывающих мощностей, есть только АЗС, — говорит он. — Держать просто так сеть заправок в стране без собственного НПЗ особого смысла не имеет». Учитывая экономические условия на украинском топливном рынке, а также то, что на нем сложно получить высокую прибыль, продажа достаточно логична, пояснил «Газете.Ru» Крюков.
Говоря о масштабе сделки, эксперты отмечают, что на цену могли повлиять последние события в стране. Учитывая политическую ситуацию на Украине, «ЛУКойл-Украина» должна была быть продана с большим дисконтом, полагает аналитик по ТЭК Райффайзенбанка Андрей Полищук.
При этом он отметил, что аналогичное количество российских региональных заправок «ЛУКойла» может стоить порядка $250 млн.
При этом, даже несмотря на продажу фирмы австрийской компании, нельзя сказать наверняка, будут ли новые владельцы кардинально менять предоставляемый продукт.
«Скорее всего, на проданных заправках будет продаваться бензин того же «ЛУКойла», но на этот раз от европейского продавца, — рассуждает Охрименко. – Вся инфраструктура построена таким способом, что бензин можно получить из России».
Получить бензин из Европы теоретически можно, но для этого придется перестраивать всю систему поставок, что может быть очень затратным, считает эксперт. Тем более, указывает Охрименко, что заинтересовавшаяся в «ЛУКойл-Украина» австрийская компания – это портфельный инвестор: «Это компания, которая просто покупает активы. Вряд ли они будут вкладывать миллиарды в перестройку инфраструктуры». Таким образом, «ЛУКойл-Украину» может ожидать простой ребрендинг, рассуждает Охрименко.
Получить комментарий австрийской компании о перспективах дальнейшего развития либо продажи бизнеса не удалось, как и обнаружить в сети официальный сайт AMIC. На одном из австрийских сайтов по подбору вакансий указана дата регистрации фирмы — 12 сентября 2013 года. Согласно данным LinkedIn, Гюнтер Майер работает в AMIC Energy Management GmbH с октября 2013-го.
«ЛУКойл» дополнительных комментариев также не предоставил.