Петр Порошенко на встрече с силовиками в Славянске пообещал увеличить объемы производства вооружений в стране за счет сокращения финансирования научных программ.
«Не будет больше расходования миллиардов народных средств, средств налогоплательщиков на никому не нужные научные программы, которые служили лишь элементом хищения», — цитирует пресс-служба главу украинского государства.
Президент пообещал военным, что в самое ближайшее время на Украине начнут производить высокоточное оружие, беспилотники, бронежилеты, тепловизоры — «все, в чем нуждается украинская армия». «Мой первый заместитель вместе с новоназначенным главой «Укроборонпрома», вместе с представителями генерального штаба, заместителями министра обороны и представителями МВД провели совещание, где подготовят изменения в государственный оборонный заказ», — заверил Порошенко.
Кабмин объявил, что в этом году расходы на оборону и безопасность Украины увеличат на 15,6%, до 45,5 млрд грн (меньше $4 млрд). Кроме того, в бюджете предусмотрели еще 6,9 млрд грн ($575 млн) на финансирование «мероприятий по обеспечению обороноспособности государства». Так что общие расходы на оборону и безопасность по итогам 2014 года составят, по прогнозу правительства, 3,4% национального ВВП.
Обещания президента найти деньги на армию за счет сокращения научных расходов президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко называет пиар-акцией. «За пять месяцев 2014 года на оборону было израсходовано 5,9 млрд грн ($500 млн), а на все фундаментальные и прикладные научные исследования только 1,7 млрд грн (чуть больше $200 млн)», — рассказывает эксперт.
Финансирование науки, тем более фундаментальной, никогда не было приоритетом украинского государства. «Например, в бюджете 2012 года (при Януковиче) на науку выделялось 10,5 млрд грн. В следующем, 2013 году, выделили немногим больше. Что интересно, тогдашняя оппозиция, ныне ставшая властью, возмущалась данным обстоятельством, заявляя, что Украина тратит на науку вдвое меньше Нигерии», — напоминает политолог Алексей Блюминов. «Можно представить себе обещанное гарантом «производство систем высокоточного оружия и украинских беспилотников» без соответствующего финансирования научных исследований, как прикладных, так и фундаментальных», — иронизирует эксперт.
Охрименко прогнозирует, что увеличение военного бюджета произойдет не за счет урезания науки, а за счет сокращения социальных программ — в том числе заморозки инфраструктурных проектов.
Впрочем, по факту это происходит уже сейчас. По итогам пяти месяцев, финансирование оборонных проектов выполнено на 30% от годового плана, а общегосударственных инфраструктурных программ — только на 23%.
Прибавка армии достанется и за счет «экономии бюджетных средств»: чиновники в разы собираются сократить расходы на приобретение служебных автомобилей, мобильных телефонов, капитальные ремонты помещений и т.д.
Кризис на юго-востоке уже заставил Украину работать в направлении улучшения своей обороноспособности. Еще в марте здесь начали проводить модернизацию танков: минобороны стало заказывать нужное для них оборудование в базовом центре критических технологий «Микротек». Появился за время войны и новый БТР «Буцефал», способный стрелять гранатами, ракетами и противотанковыми снарядами. Стоимость машины — $1,5 млн, что в пять раз ниже европейских аналогов. Также на вооружение армии поставили 152-миллиметровые самоходные установки «Мста-С», имеющие систему лазерного наведения. Правда, один выстрел из такой установки обходится примерно в 200 тыс. грн ($18 тыс.).
Совсем недавно, 4 июля, Порошенко представил коллективу «Укроборонпрома» — главного предприятия по производству оружия на Украине — нового гендиректора Романа Романова. Представляя нового руководителя, президент Украины подчеркнул, что ждет повышения доходности госконцерна и налаживания производства высокоточного вооружения для украинской армии. Генеральный конструктор предприятия «Маяк», выпускающего автоматическое оружие, Валерий Фесиенко говорит, что у предприятия появились новые ручные 9-килограммовые пулеметы, но получит ли завод на них заказ минобороны, пока неясно: у армии просто нет денег на модернизацию техники.
Поэтому продукция украинских заводов идет главным образом в страны Африки и Южной Америки. В этом и состоит весь казус украинской армии: солдаты пользуются устаревшими, зачастую неисправными автоматами и пулеметами, в то время как Украина уже 15 лет входит в десятку крупнейших стран — производителей оружия. «Если бы хотя бы небольшая часть продукции наших военных заводов поступала в вооруженные силы, у нас была бы одна из сильнейших армий мира», — цитирует журнал «Корреспондент» начальника научного центра при Академии сухопутных войск Украины Владимира Грабчака.
Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак убежден, что Украине нужно развивать сотрудничество в военной сфере с США и ЕС. Так, Украина уже принимает участие в создании американской ракеты-носителя «Антарес» и европейской ракеты «Вега». Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» будет скоро комплектоваться западными двигателями. «Украина уже имеет опыт поставок высокоточных систем поражения Бельгии и систем защиты от высокоточного оружия нескольким странам НАТО», — подчеркивает эксперт.
Впрочем, военный конфликт и развитие вооружений пока не идет экономике страны на пользу. Более того, министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета уже заявил, что война будет стоить стране 3–4% ВВП прямых убытков. Еще 1–3% ВВП Украина потеряет в связи с серьезным экономическим кризисом. Так что в целом размер украинской экономики сократится в этом году на 7% как минимум.