Руководители крупнейших кабельных телеканалов обратились к президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором просят отложить принятие закона, запрещающего продажу рекламы на платных телеканалах. Законопроект, от внесения которого до включения в повестку дня прошло всего шесть дней, был подготовлен без консультации с бизнес-сообществом.
Вещатели считают, что правила работы государственных каналов должны определяться рынком, а не законодательно, а запрет на размещение рекламы может негативно сказаться на бизнесе телеканалов. «Совершенно неочевидна причина, почему телевизионным каналам необходимо в законодательном порядке навязывать ту или иную модель работы на рынке. Мы считаем, что любой телевизионный канал может выбрать или рекламную модель, или платную, или смешанную, — говорится в письме. — Выбор той или иной модели должен определяться исключительно рыночными механизмами, а не положениями законодательства. По нашим сведениям, отсутствие подобного законодательного ограничения характерно для подавляющего большинства стран мира».
Запрет рекламы на кабельных каналах может привести к задержке в развитии малого и среднего бизнеса, что противоречит государственной политике, отмечается в обращении: «На центральных эфирных федеральных каналах рекламные кампании могут позволить себе только представители крупного бизнеса. Для представителей среднего и малого бизнеса реклама на таких каналах недоступна ввиду ее высокой стоимости. Зато представители малого и среднего бизнеса могут продвигать на российском рынке свои товары и услуги при помощи каналов платного ТВ. Они могут обратиться к тематической аудитории того канала, которая с наибольшей вероятностью будет потреблять их товар или услугу по посильным для их бизнеса ценам».
Запрет рекламы для платных телеканалов поставит под удар 150 платных тематических каналов.
«В России на неэфирные каналы приходится 2,5% всех рекламных доходов, остальное — на эфирные каналы. Закон создает неравные условия для кабельных каналов и эфирных. К примеру, государственные каналы будут находиться в наилучших условиях, так как финансируются за счет наших, зрительских налогов, а также продают рекламу, — говорит генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева. — Более того, закон ущемит права небольших рекламодателей, которые не могут себе позволить размещать рекламу по расценкам эфирных каналов».
«Это большая экономическая ошибка: с одной стороны, закон убивает бизнес платных каналов, которые традиционно во всем мире получали доход и от продажи рекламы, и от подписки», — говорит Синдеева.
Газеты и журналы, которые получают доходы как от подписки, так и от розничных продаж, имеют право размещать рекламу: на законодательном уровне им этого никто не запрещал. У телеканалов, которым запретят размещать рекламу, останется несколько выходов: либо закрыться, либо повысить стоимость контента, что непременно отразится на цене для зрителей, либо ухудшить качество контента.
Законопроект о запрете на размещение рекламы на платных каналах был разработан в рамках другого, более громкого проекта — о разрешении рекламы пива во время спортивных мероприятий.
Поправками предлагается разрешить рекламу пива и пивных продуктов при трансляции как в прямом эфире, так и в записи, это касается не только футбола, но и других видов спорта. Таким образом, реклама пивной продукции сможет появиться на спортивных телеканалах и в периодических печатных изданиях. Депутаты настаивают на том, что реклама алкоголя сможет положительно сказаться на развитии спорта. «Хочется верить, что благодаря вложенным деньгам мы увидим совсем другую игру нашей сборной по футболу, а также улучшения и в других видах спорта», — убежден депутат Игорь Зотов, автор законопроекта.
Участники рынка, пожелавшие остаться неизвестными, считают, что закон о рекламе пива должен отвлечь внимание от более серьезных законов, которые действительно могут оказать существенное влияние на рекламную отрасль, — о запрете рекламы на платных каналах и о расширении лимита доли на рынках телевизионной и наружной рекламы в 35%. Более того, законопроекты принимаются в экстренном порядке — предполагается, что Госдума одобрит их в трех чтениях до конца летней сессии. В первом чтении все три законопроекта рассматриваются 1 июля.
Снятие лимита в 35% противоречит антимонопольному законодательству. В области телевизионной рекламы этот порог очень важен, так как на рынке телевизионной рекламы есть ряд компаний, которые могут его превысить. При этом, по словам участников процесса, консультаций с ФАС при разработке этих поправок не проводились. «На заседании комитета никакого документа о том, что законопроект был согласован с ФАС, не было», — сообщил «Газете.Ru» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков.