Россия и Австрия договорились о строительстве австрийского участка газопровода «Южный поток». По нему российский газ будет поступать потребителям в Европе. Подпись под контрактом поставили глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор австрийского нефтегазового концерна OMV («ОМФау») Герхард Ройсс.
На подписание в Вену специально прибыли Владимир Путин, уже упомянутый Миллер, а также федеральный канцлер Хайнц Фишер. Торжественная церемония — с красной дорожкой, флагами и маршем гвардейцев под барабанную дробь — состоялась во внутреннем дворе дворца Хофбург в центре Вены.
Мощность газопровода — 63 млрд куб. м в год. Половину российского газа сможет забирать Австрия. По крайней мере, плановая пропускная способность участка в австрийском Баумгартене составляет 32 млрд кубов. После заключения контракта Миллеру и Ройссу расслабиться не дали. Капитаны бизнеса решили, что они просто обязаны в присутствии своих политических лидеров подписать еще один документ, регулирующий распределение прибыли между акционерами совместной компании «Саус Стрим Остриа». Прибыль, похоже, будут делить поровну, по крайней мере, акционеры «Газпрома» и «ОМФау» учредили эту компанию на паритетной основе. Правда, неизвестным осталось только распределение прав и обязанностей акционеров компании, принципы ее финансирования.
Для австрийцев ответвление на Баумгартен — не только страновой проект. Население Австрии (около 9 млн человек) уже обеспечено газом. Поэтому «ОМФау» планирует превратить конечный пункт газопровода в газовый хаб для других стран Центральной и Восточной Европы. И австрийцы пунктуально идут к намеченной цели. Совместно с «Газпром экспортом» в Баумгартене построено одно из крупнейших в Европе подземное хранилище для газа «Хайдах».
Вообще австрийцы оказались на редкость стойкими к санкциям — вопреки всем принятым ограничениям реализуют намеченные с Россией контракты. Ранее Болгария — еще один участник проекта «Южный поток» — заявила о заморозке проекта по требованию Еврокомиссии и США. Премьер Болгарии Пламен Орешарский остановил проект в своей стране до разрешения противоречий с Брюсселем. Правда, строительство газопровода на болгарской территории еще не началось. Колеблется и Сербия — третий участник проекта. Сербские власти заявили, что пока не приняли решения, будут ли они прокладывать трубу по своей земле. Еще один участник строительства, Венгрия, тоже заняла выжидательную позицию.
Заключать договор при таких политических раскладах очень даже непросто. Однако сотрудничество в сфере энергетики между Австрией и Россией стоит на прочном фундаменте. Еще в 1968 году был подписан первый договор на поставки природного газа из СССР в Австрию. Сейчас Россия ежегодно поставляет своим партнерам 6,9 млрд кубометров природного газа — договор на такие поставки действует до 2027 года.
Кроме того, австрийская энергетическая инфраструктура задействована для транзита российского топлива в Италию, Хорватию. Словению, Германию, Францию. В прошлом году поставки газа в эти страны составили 40 млрд кубов (+20% к 2012 году). Австрийские компании инвестировали в инфраструктуру и спортивные объекты сочинской Олимпиады-2014 $1,7 млрд. В России зарегистрировано 1200 австрийских компаний и 500 — с участием австрийского капитала. В прошлом году они инвестировали в российскую экономику $7,5 млрд.
Так что слова сенатора-республиканца Джона Маккейна о необходимости минимизировать участие России в проекте «Южный поток» не произвели эффекта на австрийцев. Да и как минимизировать, если Россия — гарант поставок газа и обязуется проложить свою часть трубы (900 км) по дну Черного моря.
Но торговый оборот в целом между двумя странами растет медленно. Он увеличился всего на 4,7% по итогам 2013 года, составив $5 млрд. Российский экспорт в Австрию и вовсе сократился на 14,2% (до $1,3 млрд), а австрийский экспорт увеличился примерно на столько же в процентном выражении — до $3,8 млрд.
Как обновить и усилить бизнес-контакт двух стран — этой теме была посвящена встреча Путина с австрийским бизнесом. Громких имен не было, но австрийцы — два с половиной десятка человек — представляли едва ли не все сферы бизнеса: от Михаеля Греха, поверенного по делам торгового дома «Австрийские лотереи», до представителя «Юникредит банк Австрия» Дитера Хенкеля.
Самым заметным предпринимателем со стороны России, кроме Миллера, был глава РЖД Владимир Якунин.
«Это идиоты от политики в Украине мешают развивать проекты, а реальные люди смотрят на вещи прагматично и развивают бизнес, и мы вчера, можно сказать, втихаря подписали еще один совместный договор с австрийцами», — похвалился Якунин «Газете.Ru».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что австрийский город Баумгартен будет конечным пунктом газопровода «Южный поток». Протяженность участка всего 50 км. Но он будет важной частью всего газопровода, так как газотранспортный хаб в Баумгартене станет поставщиком газа для многих стран Центральной и Восточной Европы. Во Францию и Италию ветку тянуть не планируется, хотя ранее такие переговоры велись.
«Коммерческие поставки природного газа из России в Австрию начнутся в 2017 году и в этом же году выйдут на проектную мощность, которая составляет 32 млрд кубов газа ежегодно», — подтвердил Миллер, но отказался назвать объем инвестиций в австрийскую часть «Южного потока».
«Раз уж «Газпром» имеет половину пакета в совместных проектах, то логично предположить, что российская и австрийская стороны вложились в проект паритетно», — пояснил «Газете.Ru» министр энергетики Александр Новак.
По его словам, у России нет опасений, что требования Европейской комиссии по соблюдению третьего энергопакета осложнят строительство газопровода.
«Нормы касаются строительства газопровода, а не его эксплуатации», — пояснил Новак. Тем более что первые договора по «Южному потоку» были подписаны еще в 2008 году, а Третий энергопакет появился в 2010-м. «Закон обратной силы не имеет. Юридическая сторона проекта безупречна», — заявил Новак.
Что касается недискриминационного доступа к трубе, то и с этим проблем нет, уверен министр Новак. «Если с российской стороны «Южный поток» будет наполняться наполовину, нас это вполне устроит», — добавил Новак.
«Украина после пуска «Южного потока» потеряет примерно 30 млрд кубометров годового транзита. Увеличить поставки российского газа выше этого уровня вряд ли удастся, поскольку по правилам Евросоюза «Газпром» будет вынужден продавать половину мощностей «Южного потока» на аукционе, конкурируя с поставщиками Каспийского региона», — подсчитал Корчемкин.
Накануне еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявлял, что Еврокомиссия может поддержать российский проект газопровода. «На данный момент этот проект нарушает европейское законодательство, но если нарушения будут устранены, я могу поддержать этот проект», — заявил Эттингер.
«Газпром» не скрывает, что реализует проект «Южный поток» для диверсификации поставок природного газа в Европу, а также для снижения зависимости от стран-транзитеров. В первую очередь от Украины. Украина в свою очередь обсуждает перевод своей газотранспортной системы под контроль европейских и американских компаний. Но если «Южный поток» будет запущен, то украинская ГТС вряд ли заинтересует западных инвесторов.
«ГТС Украины изношена и скоро будет нужна только самой Украине. Но если Обама договорится с конгрессом, то все возможно. Они ее купят», — говорит Михаил Эдельсон из Fitch ratings. Эксперты уверены, что Австрия не захочет в одиночку противостоять Европейской комиссии и США. «Но в действительности в ЕС и США сейчас нет однозначной негативной позиции в отношении строительства «Южного потока». Скорее есть торговля вокруг его маршрутов и долей участия», — говорит Константин Бушуев из компании «Открытие».
Опасность для проекта в другом. Сейчас «Газпром» владеет 50% в совместных предприятиях со странами, через чьи территории проходит «Южный поток». Такая структура собственности трубопроводов входит напрямую в конфликт с положениями Третьего энергопакета ЕС, согласно которому собственниками расположенных в Евросоюзе трубопроводов не могут быть добывающие компании.
«Вполне вероятно, что Еврокомиссия попытается продавить снижение участия «Газпрома» в проекте. Для самого же «Газпрома» снижение его долей в совместных проектах в пользу других участников ЕС вряд ли может быть критичным», — считает Бушуев.
Но существенное снижение долей «Газпрома» в трубопроводах может привести к тому, что трубопроводные мощности будут использованы для поставок газа из конкурирующих регионов, в первую очередь из Ирана или стран Средней Азии, что совершенно нежелательно для «Газпрома», добавляет Бушуев.