Еврокомиссия предлагает заморозить реализацию проекта газопровода «Южный поток», заявила во вторник пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера Сабина Бергер.Она напомнила, что в начале текущего года Россией и ЕК была учреждена рабочая группа по этому вопросу, но Россия, оспаривая в ВТО Третий энергопакет ЕС, «подрывает» деятельность этой группы. Газопровод «Южный поток» мощностью 63 млрд куб. м должен пройти в обход Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. При этом «Газпром» уже давно испытывает сложности с реализацией проекта. Третий энергопакет запрещает одной и той же компании заниматься одновременно поставками и транспортировкой газа. Россия неоднократно заявляла, что ТЭП ущемляет ее интересы, в частности мешает реализации «Южного потока», и просила вывести проект из-под действия норм Третьего энергопакета. В конце апреля Россия в рамках ВТО подала иск против ТЭП. Еврокомиссия же сейчас предлагает «в рамках европейской стратегии энергобезопасности» приостановить проект ЮП до тех пор, пока он не будет приведен в полное соответствие с законодательством Евросоюза.
«Проект должен быть пересмотрен в связи с приоритетами политики энергетической безопасности ЕС», — заявила Бергер, подчеркнув при этом, что Еврокомиссия не блокирует «Южный поток», но хочет, чтобы он соответствовал европейским законам.
Еврокомиссия уже неоднократно поднимала вопрос законности «Южного потока». В марте Гюнтер Эттингер говорил, что переговоры по проекту должны быть отложены. Ранее Еврокомиссия заявляла, что существующие двусторонние соглашения по «Южному потоку», которые с «Газпромом» заключили Австрия, Венгрия, Болгария, Греция, Словения, Хорватия и Сербия, нарушают законодательство ЕС и Еврокомиссия ожидает их пересмотра. Она призывала европейские страны не выполнять двусторонние соглашения, если РФ не согласится их пересматривать. В частности, пресс-секретарь Эттингера Марлен Хольцнер говорила, что трубопровод должен быть доступен для третьих сторон, то есть энергетических компаний из ФРГ, Франции и других стран. Правда, в конце января Еврокомиссия заявляла, что не будет требовать пересмотра соглашений.
Кстати, во вторник официальный представитель вице-президента ЕК по конкуренции Антуан Коломбани сообщил, что ЕК направила Болгарии оповещение о несоблюдении норм Евросоюза при проведении конкурса на выбор строителя и оператора болгарского участка газопровода.
«Мы направили письмо с формальным оповещением. Мы официально запросили информацию у болгарских властей. На время прохождения дискуссий с болгарскими властями и до того, пока не будет полного соответствия законам ЕС, мы также попросили их приостановить проект», — заявил Коломбани.
Также Еврокомиссию не устраивает, что тарифы на прокачку газа по ЮП будет устанавливать «Газпром», в то время как согласно законодательству Евросоюза их должен предлагать независимый управляющий и утверждать регулятор ЕС.
По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, именно присутствие независимого оператора является ключевым моментом для приведения ЮП в соответствие с европейским законодательством. «Так, например, было с польским участком газопровода «Ямал — Европа», где оператором стала польская государственная компания Gaz System (при том, что владеет этим участком компания EuroPol Gaz С.А, где «Газпрому» принадлежит 48%; еще 48% владеет польская PGNiG и 4% принадлежат польской же Poland Gas-Trading. — «Газета.Ru»)», — напоминает Корчемкин.
«Кроме того, «Газпрому» придется уступить половину своих мощностей для других поставщиков, например, Азербайджана, — продолжает эксперт. — То есть «Южный поток» будет построен «для чужого дяди».
«Газпром» во вторник на запрос о комментарии не ответил.
Ранее в понедельник с инициативой о блокировке проекта ЮП выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. По его словам, «Южный поток» не имеет ничего общего с построением системы энергобезопасности в Европе, а напротив — имеет целью увеличить энергозависимость Европы и исключить Украину из общей энергетической политики с ЕС.
«Это проект, который усилит позиции российского «Газпрома» в Европе, — заявил Яценюк. — Мы призываем Европейский союз заблокировать «Южный поток». Украина — надежный транзитер. Мы выполняем свои обязательства, если Россия не будет мешать».
Между тем именно из-за того, что Украина начала несанкционированный отбор газа из транзитных объемов, в начале 2009 года «Газпром» был вынужден полностью прекратить поставки, и ряд европейских стран на несколько дней остались практически без газа. Призывами блокировать ЮП Яценюк не ограничился. По его словам, именно из-за проекта «Южный поток» произошли недавние попытки подрыва украинской ГТС.
«У нас были попытки осуществить атаки на украинскую газотранспортную систему. Эти попытки были на территории Ивано-Франковской области. Нам удалось избежать жертв и прерывания транзита. Но мы понимаем, что такие попытки делались для дискредитации украинской газотранспортной системы, прерывания транзита и доведения нашим партнерам мысли, что Украина — нестабильная страна. Но главное, эти попытки осуществлялись с целью легитимизации «Южного потока».
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что Европа, приняв на себя обязательства по политической поддержке новых украинских властей, вынуждена демонстрировать поддержку их позиции. «Но такая логика идет вразрез с интересами долгосрочной энергобезопасности Европы. «Южный поток» как раз и призван исключить риски, связанные с транзитом через Украину, — напоминает эксперт. — Еврокомиссия неоднократно обвиняла Россию, что она использует «Газпром» в качестве энергетического оружия. Теперь же сама Европа в качестве такого оружия использует Третий энергопакет».
По словам Гривача, если бы «Южный поток» уже был построен, вопрос об угрозе транзиту вообще не стоял бы.
Новый конфликт вокруг «Южного потока» является развитием российско-украинского газового конфликта по поводу цен на газ и накопившихся долгов Киева. Ранее Россия заявляла, что готова рассмотреть вопрос о снижении цены для Украины при двух условиях: полном погашении задолженности и непрепятствовании реализации «Южного потока» со стороны Европы. Правда, в последнее время риторика изменилась, в ходе последних раундов российско-украинских переговоров Россия о ЮП уже не вспоминала, ограничиваясь лишь требованием погашения долга.