На войну денег хватит
Одно из первых заявлений, сделанное Петром Порошенко после избрания на пост президента Украины, касалось продолжения военных действий на востоке страны. «Солдат Украины больше не будет голый, босый и голодный», — пообещал Порошенко, отметив, что власти будут активизировать спецоперацию в Донбассе.
Новоизбранный президент готов платить по 1000 гривен в день солдатам-добровольцам (сейчас им выплачивают 600 гривен в месяц) и застраховать на 1 млн гривен жизнь и здоровье каждого из них.
Деньги на войну, похоже, найдутся. В апреле кабмин Украины принял решение о выделении армии 5 млрд гривен. Добровольные пожертвования украинцев на поддержку армии составили 122 млн гривен. Еще $50 млн выделил конгресс США, но не живыми деньгами, а вещами — палатками, сухим пайком, приборами ночного видения и т.п. При этом один день боевых действий, по экспертным оценкам, сейчас обходится Киеву (с учетом потерь в технике и вооружении) в 39 млн гривен. Так что на войну в ее нынешних масштабах у Порошенко денег точно хватит. Но у новой власти есть еще обязательства по зарплатам бюджетникам и подрядным организациям, которые кормятся от казны, а также по пенсиям и пособиям. Плюс долги за поставки российского газа.
Кредиты на зарплаты
Сможет ли новая власть быть состоятельной и не допустить дефолта по социальным обязательствам, точно не известно. Но можно посчитать доходы бюджета (вместе с кредитами) и первоочередные расходы. Правда, считать доходы придется с поправкой на то, что достоверной информации по бюджетной системе Украины не много, а имеющаяся — политически окрашена.
По данным украинского минсоцполитики, на 1 апреля задолженность по пенсиям и соцвыплатам составляла 615 млн гривен. Всего на пенсии в мае необходимо 20,4 млрд гривен. Пока они профинансированы на 85%. Задолженность по пенсиям начала расти с октября прошлого года и не уменьшилась до сих пор. Долг по зарплате бюджетникам и расчетам с компаниями, занятыми в госсекторе, по данным официальной статистики, – 1,1 млрд гривен. Это без учета Крыма и Севастополя. Их госстат называет «временно оккупированными территориями», но в расчет уже не берет. Долг по зарплате между тем вырос по сравнению с предыдущим годом на 23%.
Погасить долги до конца 2013 года обещал еще Виктор Янукович. «Если в ближайшее время эти долги не будут погашены, я дойду до каждого исполнителя, начиная с министров и до регионов», — клялся он. Не дошел и теперь уже не дойдет.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru» уверены, что правительство Украины не будет в ближайшие месяцы испытывать трудности с выполнением социальных обязательств перед населением. Да и нужен-то всего 21,1 млрд гривен ($1,75 млрд). Задержки с выплатами зарплат и пенсий грозят социальным взрывом, и власти найдут возможность закрыть эту тему, уверены эксперты.
«На зарплату и социалку денег хватит, по крайней мере на первое время», — считает Татьяна Орлова, ведущий экономист банка RBS по России, СНГ и Израилю.
Но кабмину придется еще решать проблему внутреннего и внешнего долга. Правительство Украины анонсировало, что деньги МВФ пойдут на погашение внешнего долга и одновременно на финансирование бюджетного дефицита, уточняет Игорь Дикий, начальник отдела рейтингов корпоративной сферы национального рейтингового агентства IBI-Rating (Киев).
«Украина имеет достаточно напряженный график погашения долгов в 2014 году (пики выплат — июнь, июль и сентябрь), но и обеспечение бесперебойности выплат зарплат бюджетному сектору и прочих социальных пособий также является приоритетным направлением», — говорит Дикий.
По состоянию на конец марта премьер-министр Арсений Яценюк оценивал текущий дефицит бюджета страны (с учетом внутреннего и внешнего долга) в 500 млрд гривен ($41,6 млрд). Для того чтобы избежать дефолта, бюджету Украины необходимо 289 млрд гривен, что эквивалентно $24 млрд. Эта цифра выглядит более достоверной хотя бы потому, что к этому времени к оценке долгов Киева уже подключилась миссия МВФ.
Итого самые неотложные расходы Украины — не менее $25 млрд.
Где деньги лежат
За счет каких доходов кабмин Украины будет исполнять обязательства и гасить долги, более или менее понятно. Основной источник «дохода» украинского правительства — это кредиты международных финансовых институтов, поскольку бюджет страны имеет отрицательный баланс. По итогам января — марта дефицит составил 4,133 млрд гривен ($330 млн).
Прогнозы по росту украинской экономики неблагоприятные. А значит, доходы казны в этом году будут сокращаться. МВФ в марте считал, что ВВП Украины в 2014 году сократится на 3%, в мае фонд пересмотрел эту цифру — до 5% падения. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует минус 7% ВВП по итогам текущего года.
Киевские власти сделали попытку стабилизировать экономику. Принят закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста». Закон вступил в силу 1 апреля. Меры, предусмотренные в нем, должны способствовать увеличению доходов бюджета на 44 млрд гривен в год. Но денег больше не стало.
«В первом квартале 2014 года зафиксировано снижение поступлений в бюджет по крупнейшим налоговым платежам от 10,4 до 30,4% (НДС, акцизы, пошлины, плата за использование недр). Но выросла плата за использование недр (+30,2%). При этом доходы в целом выросли на 9% и составили 78,3 млрд гривен преимущественно за счет четырехкратного роста объема средств, перечисленных Национальным банком Украины (15,8 млрд гривен)», — говорит Игорь Дикий из национального рейтингового агентства IBI-Rating (Киев).
По информации государственной казначейской службы Украины, остаток средств на едином казначейском счете на 1 мая составил 3,8 млрд гривен (менее $300 млн).
Первый транш от МВФ в размере $3,19 млрд был получен Киевом 7 мая. Ранее фонд одобрил двухлетнюю программу по кредитованию украинской экономики на $17 млрд. Из них в текущем году от финансового института могут поступить $7,4 млрд. До конца 2014 года Украина получит $13 млрд зарубежных кредитов: от МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, а также от США, ЕС, Японии, Канады, прогнозирует и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица.
На что потратят
Из кредита МВФ около $2 млрд, скорее всего, пойдет на ликвидацию бюджетного дефицита. Для нового президента важнее не допустить социального взрыва, чем выполнить обязательства перед внешними партнерами.
Но Евросоюз настаивает на том, чтобы Украины погасила хотя бы часть газового долга перед Россией. «Для украинской стороны принципиальным моментом является согласование объема задолженности и установление цены на новые поставки. Поэтому Украина не торопится оплачивать долг, пытаясь выторговать более выгодные для себя условия. По оценкам «Газпрома», задолженность составляет около $3,5 млрд, что превышает объем ранее полученного транша от МВФ», — уточняет Дикий. В среду Европейская комиссия признала, что долг Киева достиг уже $4 млрд.
Украина не сможет избежать дефолта за счет текущих кредитов, полагает Роман Ермаков, аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка.
«Может потребоваться реструктуризация долга за 2014 год или снижение цен на газ со стороны «Газпрома», — говорит Ермаков.
Не исключено, что новый президент будет договариваться о реструктуризации долга перед «Газпромом». «Порошенко — вполне вменяемый политик, а резкие заявления, которые мы слышали от него в день голосования, сделаны в пылу избирательной кампании. Она закончилась», — говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Самое худшее, что ждет Украину, — это невыполнение кредитных требований МВФ, полагает Орлова. «Фонд указал, что понадобится пересматривать параметры кредитного соглашения, если власти в Киеве утратят контроль и перестанут получать доходы из каких-либо регионов страны. При текущем развитии событий на востоке Украины такой сценарий кажется вероятным», — говорит Татьяна Орлова.
Если раскол страны продолжится, неизбежен резкий спад в экономике. Донецкая и Луганская области вместе производят 16% ВВП Украины, уже потерянный Крым давал около 4%.
При подобном развитии событий долг Украины составит на конец 2014 года не 57% ВВП, как ожидает МВФ, а более 70%. «Это уже существенно другой уровень долговой нагрузки, который сложно обслуживать, учитывая слабость украинской экономики и низкий суверенный рейтинг», — говорит Орлова, добавляя, что растущий госдолг может привести к тому, что МВФ приостановит выделение очередного транша кредита.
Погребинский такую трактовку требований МВФ не разделяет. «Если Украина потеряет Донецк и Луганск, то для экономики Украины это будет, скорее, плюсом, учитывая, что это дотационные регионы», — говорит Погребинский.
Эксперты сходятся во мнении, что ЕС и США не допустят коллапса в экономике Украины. «Раз уж Запад выделил кредиты и тем самым взял ответственность на себя, то возможности решить экономические проблемы найдутся. В конце концов, Украина — не Греция, помощь понадобится, но в меньшем объеме», — говорит Погребинский.
Кроме того, украинская экономика показывает первые признаки выздоровления, уверен директор центра «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. «Начинает расти экспорт в Евросоюз», — находит поводы для оптимизма украинский эксперт.