Россия в очередной раз не смогла договориться с Китаем о поставках газа. Как сообщили «Газете.Ru» во вторник в пресс-службе кремлевской администрации, в ходе текущего визита Владимира Путина в КНР газовое соглашение «не может быть подписано». Причины собеседник «Газеты.Ru» не назвал.
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов от комментариев отказался.
Ранее во вторник пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия и Китай достигли существенного прогресса по вопросу цены на газ, однако «еще остаются моменты, которые предстоит доработать». По словам Пескова, контакты сторон во вторник продолжатся и контракт может быть подписан в любой момент.
А вот премьер-министр Дмитрий Медведев говорит, что говорить о цене поставок российского газа в Китай рано, контракта пока нет, но вероятность его подписания очень высока.
«Для того чтобы привлечь новый рынок, а с другой стороны, для того чтобы договориться по всем параметрам сотрудничества, подчас используются различные способы, для того чтобы стимулировать поставки, включая авансы, различные формы премий и так далее, то есть все эти факторы принимаются во внимание при определении цены, и, я уверен, в конечном счете это будет справедливая цена, абсолютно сопоставимая с поставками в Европу (на сегодняшний день — в среднем около $365 за 1 тыс. кубометров. — «Газета.Ru»)», — заявил премьер в интервью телеканалу Bloomberg TV.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер позднее во вторник также заявил, что «Газпром» и китайская CNPC продолжат переговоры. «Переговоры идут непрерывно, стороны ищут компромисс. Контракт может быть подписан на взаимовыгодной основе», — отметил Миллер.
Россия пытается договориться с Китаем о поставках газа с 2004 года. КНР остро нуждается в российском газе: по прогнозам мировых экспертов, уже к 2020 году спрос на газ в Китае достигнет 300–350 млрд куб. м в год. Собственная добыча даст КНР около 115 млрд куб. м, еще около 80 млрд куб. м китайцы смогут обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 млрд куб, м. А к 2030 году, по прогнозам мировых экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд куб. м.
Россия планирует поставлять в Китай в общей сложности 68 млрд кубометров газа по Восточному и Западному маршрутам. Но камнем преткновения в переговорах послужила цена. «Газпром» с самого начала настаивал на европейском тарифе для китайцев. Как сообщали источники, в ходе прошлогодних переговоров китайцы заявили о желании получать российский газ по цене $250 за 1 тыс. куб. м. Цена европейских поставок «Газпрома» на тот момент составляла около $450. Позже, по данным источников, китайцы согласились на цену около $350. Закупать газ по цене, предлагаемой «Газпромом», Китай не способен физически, так как тарифы в КНР регулируются государством. То есть китайским компаниям придется закупать газ дороже, чем они его смогут в дальнейшем продать на внутреннем рынке.
В 2013 году Китай предложил привязать цены российских поставок к ценам Henry Hub (распределительный хаб в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов. Именно цена на Henry Hub служит ориентиром для определения цен по спотовым (разовым) газовым контрактам в США). Однако из-за сланцевой революции в Штатах газ там резко подешевел, и цена на Henry Hub хоть и колеблется, но все равно остается в два или даже почти в три раза ниже, чем в Европе (например, в 2013 году, на момент предложения Китая, она составляла $140–150). Россия от такой привязки категорически отказалась.
В начале года «Газпром» заявлял, что соглашение может быть подписано в феврале, однако этого не произошло. После этого компания говорила, что контракт будет заключен в ходе майского визита Путина в КНР.
Китайский финансовый портал Wall Street China отмечает, что сейчас у Китая есть много других потенциальных поставщиков природного газа. В частности, КНР договорилась о поставках около 20 млрд кубометров из Туркменистана (около половины всего китайского газового импорта на сегодняшний день). Причем к 2020 году Туркменистан планирует нарастить объемы поставок до 65 млрд кубов. Кроме того, в конце 2013 года завершилось строительство газопровода из Мьянмы. За прошедшие 10 лет КНР также заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ с Катаром и Австралией, также напоминает издание.
Завсектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимир Ревенков отмечает, что среднеазиатский газ Китай получает как раз по $370–380 за 1 тыс. кубов, что практически соответствует цене европейских долгосрочных контрактов «Газпрома».
«Однако цена спотовых (разовых) контрактов в Европе сейчас значительно ниже — около $300 за 1 тыс. кубометров, — указывает эксперт. — Это связано со снижением экономической активности и, соответственно, спроса на энергоносители в странах Европы». По словам Ревенкова, этот фактор, а также кризис на Украине и желание России позиционировать себя как страну, переводящую энергопотоки с запада на восток, играют на руку китайцам.
«Это усиливает переговорную позицию Китая, сейчас китайцы будут максимально тянуть время, чтобы вынудить Россию снизить цену», — предупреждает Ревенков. Потенциально это угрожает задержкой освоения месторождений Восточной Сибири, газ с которых должен быть направлен как раз в Китай, а также на газификацию Дальнего Востока.
По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, китайские партнеры понимают, что Россия могла бы снизить газотранспортные затраты за счет замены российских подрядчиков, которые будут строить трубы в Китай, на китайских.
Это позволило бы снизить цену российского газа примерно на $100 за 1 тыс кубометров.
По мнению Корчемкина, от задержки подписания контракта выигрывают, как ни странно, российские потребители. Эксперт полагает, что строительства трубы «Сила Сибири», по которой газ пойдет в Китай, может потребовать слишком крупных затрат, а следовательно — ускоренного роста внутренних газовых цен.
А вот доктор Го Чанган из Центра стратегических исследований Шанхайского университета полагает, что дело не в цене. «Я думаю, что Китаю нужен российский газ, — заявил китайский эксперт «Газете.Ru». — Сейчас Китай ищет источники «чистой» энергии. И это не только экономический вопрос, но и дипломатический и геополитический. Я думаю, что Китай и Россия должны развивать сотрудничество, особенно на стратегическом уровне».
По мнению Чангана, цена на российский газ не является проблемой для Китая, истинные причины задержки подписания контракта — политические.
«Китай может позволить платить за российский газ и «европейскую» цену на газ, однако исходя из переговорного процесса можно сделать вывод, что отсутствие договоренности о цене — это не все, — уверен эксперт. — Скорее всего в кулуарах обсуждаются и другие проекты, переговорный процесс по которым проходит медленно или застопорился, поэтому, пока по ним не будет сдвига, китайская сторона не будет идти навстречу российской в газовом вопросе».