Объявленный в розыск самый молодой украинский олигарх Сергей Курченко продолжит финансировать харьковский футбольный клуб «Металлист». Об этом говорится в сообщении, размещенном от имени Курченко на официальном сайте клуба. «Наши планы на новый сезон будут более оптимистичными: у нас будут новые задачи и уверен, что мы продолжим двигаться к достижению наших целей, — пишет он. — Я же со своей стороны гарантирую продолжение финансирования клуба и не бросить его, как бы этого ни хотелось нашим недоброжелателям».
Под недоброжелателями, вероятно, подразумеваются органы государственной власти Украины и, в частности, Генпрокуратура, которая еще в марте 2014 года начала проверку фирм, связанных с Курченко, а в конце апреля объявила его в международный розыск. 19 мая были арестованы личные счета бизнесмена, а также движимое и недвижимое имущество — всего на 1,5 млрд грн ($125,8 млн). Проводится арест имущества теплоэлектроцентрали Одесского НПЗ.
«Сергей Курченко создал и непосредственно осуществлял руководство преступной организацией, деятельность которой нанесла ущерб государству в нефтегазовой и банковской сферах», — говорится в заявлении Генпрокуратуры и Службы безопасности Украины (СБУ). Власти оценили ущерб, который олигарх нанес государству в нефтегазовой и банковской сферах, в 4 млрд грн ($335 млн). Сама покупка ФК «Металлист», а также медиаресурса UMH group, Одесского нефтеперерабатывающего завода и немецкой сети автозаправок SparschweinGmbH & Co была, по данным прокуратуры, незаконна.
СБУ и ГПУ подозревают, что финансово-промышленная группа ВЕТЭК, принадлежащая Курченко, поставляла госпредприятиям «Укртрансгаз» и «Черноморнефтегаз» оборудование по завышенной стоимости, что нанесло государству ущерб на 173 млн грн ($14,5 млн). Спецаукционы по продаже сжиженного газа для нужд населения и его реализация через подконтрольные Курченко структуры могли нанести ущерб еще на 100 млн грн ($8,4 млн). «Нафтогаз Украины», как полагают, потерял 450 млн грн ($37,7 млн) из-за фиктивных соглашений с компанией «Газ Украины 2020» на поставку нефтепродуктов и несанкционированного потребления природного газа Украинской нефтегазовой компанией. Банкротство Брокбизнесбанка сопровождалось, по мнению СБУ, хищением почти 3 млрд грн ($251,5 млн).
Курченко, как считается, был близок к семье Януковича, который нанес украинскому государству гораздо больший ущерб. Генпрокуратура оценила деятельность президента в изгнании в невероятные $100 млрд.
«Экс-президент Виктор Янукович возглавлял мафиозную структуру на Украине, которая охватила различные госструктуры, — говорил и.о. генпрокурора Украины Олег Махницкий агентству Reuters. — Потери для Украины составили $100 млрд».
Для сравнения, ВВП Украины в 2013 году — $123 млрд (1,475 трлн грн, по данным Счетной палаты Украины). Часть средств, по словам Махницкого, осела в Западной Европе, но большая часть оказалась в России. СБУ арестовала счета и Януковича, и экс-председателя СБУ Александра Якименко, а также еще ряда бывших высокопоставленных должностных лиц. «Арестованы счета, 25 — это Курченко, 11 счетов — Януковича Виктора Федоровича, 9 счетов — Захарченко, экс-министра внутренних дел, 13 счетов — бывшего председателя СБУ Якименко. Это деньги и золото», — сказал председатель СБУ Валентин Наливайченко. Ранее сообщалось, что указом федерального прокурора Швейцарии были заморожены банковские активы Виктора Януковича и его приближенных на $193 млн.
Тем не менее Курченко, несмотря на арест счетов, не только планирует финансировать харьковскую команду, но и ведет переговоры о покупке одной из крупнейших крымских сетей АЗС «Современник». По данным ряда источников, сделка на стадии завершения.
Усердие Генпрокуратуры, конечно, имеет политический, а не экономический характер, считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Курченко при «молодой команде», как называли людей, связанных со старшим сыном Януковича, выступал в роли семейного олигарха. Он имел какие-то преференции, — рассказал «Газете.Ru» политолог. — Сейчас это происходит, потому что есть установка на месть старой команде, на жесткий режим вплоть до убийства. События подтверждают новизну нашей политической практики, когда пришедшие к власти на волне Майдана забирают ресурсы, накопленные предыдущей властью, арестовывают счета, стараются посадить, чего раньше не было».
Желание карать всех причастных к прежней власти, по словам Погребинского, появилось на Украине после второго Майдана. «И до этого украинская власть в отличие от российской менялась. Но до сих пор не сводили счеты. Новая пришедшая к власти команда не занималась репрессиями напрямую», — напоминает политолог.
Арест Юлии Тимошенко он называет исключением из правила, базировавшемся на личной неприязни.
Изменения в высшей власти отражают изменение общего настроя участников событий. «Это революция протеста, которая содержит возможность опасного перерождения в суперрадикализм. После второго Майдана ненависть к врагам революции стала сродни классовой ненависти, только еще более сильной», — считает Погребинский.