Крупнейшая российская частная банковская группа «Открытие», в состав которой входят банки «Номос», «Открытие», Ханты-Мансийский банк и «Петрокоммерц», пытается повысить эффективность через структурирование активов. Об этом «Газете.Ru» рассказал глава Номос-банка Дмитрий Ромаев. В ближайшие два года весь бизнес группы будет разделен на два направления — корпоративно-инвестиционное и розничное, в полном соответствии с которыми будут сформированы два банка.
«Мы хотим, чтобы бизнес воспринимался как набор интегрированных элементов. Объединение банков делает наши подходы понятнее для клиентов, а нам позволяет быть более эффективными», — рассказал «Газете.Ru» Ромаев.
Линии корпоративного управления были выстроены и прежде: Ромаев руководил в группе корпоративно-инвестиционным бизнесом, розничным управлял Евгений Данкевич. Свою специализацию они сохранят и после реформирования бизнеса.
Однако до сих пор и у банковского рынка, и у клиентов не было представления об «Открытии» как о единой банковской группе.
План, утвержденный менеджментом, способен решить эту проблему. Тем более что разделение бизнеса на корпоративный и розничный банки не является чем-то принципиально новым: его сейчас с успехом применяет ВТБ.
Структурирование активов будет проходить в два этапа. В 2014 году группе предстоит присоединить банк «Открытие» к Ханты-Мансийскому банку — новая единая структура (ХМБ «Открытие») сконцентрируется на розничном бизнесе. В 2015 году к фокусирующемся на корпоративно-инвестиционном бизнесе Номос-банку, который к тому времени будет переименован в Банк «Финансовая корпорация «Открытие», присоединится банк «Петрокоммерц». Начатая в прошлом году сделка по покупке «Открытием» «Петрокоммерца» будет закрыта в 2014 году. Успех группы теперь будут оценивать по рентабельности капитала. Целевой показатель – 20% ROE (показатель возврата на вложенный капитал. — «Газета.Ru»). Прошлогодний результат Номос-банка составил 18%.
По оценкам экспертов, эффект от реорганизации может быть заметен лишь в среднесрочной перспективе - через год-два.
Акционер «Открытия» Александр Мамут сообщил «Газете.Ru», что позитивным эффектом реорганизации должно стать сокращение административных издержек.
«Иметь четыре разных банка — это траты на администрацию, взаимодействие с регулятором. Разделение банков по независимым линиям бизнеса упрощает управление, дает больше маневренности и делает соблюдение требований ЦБ более простым», — говорит партнер аудиторской компании BDO в России Денис Тарадов.
По его мнению, в подобного рода сделках сокращение персонала может достигать 30%. Однако в «Открытии» уверяют, что в данном случае сокращения не планируются.
В краткосрочной перспективе «Открытию» придется провести ребрендинг. Затраты на одно отделение составят около $10 тыс., говорят в банке. Точную сумму таким образом посчитать нельзя: некоторые банки сохранят свое нынешнее наименование.
Структура бизнеса «Открытия» после нововведений будет выглядеть следующим образом. Головная компания группы — финансовая корпорация «Открытие» — будет переименована в «Открытие-Холдинг». Она будет владеть контрольным пакетом банка «Финансовая корпорация «Открытие» (эта часть бизнеса сейчас носит название «Номос-банк»), которому, в свою очередь, будет принадлежать контроль в ХМБ «Открытие».
Синергия — не основная цель интеграции, отмечают в банке.
Она может быть достигнута в основном за счет слияния корпоративного и инвестиционного бизнеса. Однако в целом объединение преследует две основные задачи: с одной стороны, добиться экономии на масштабе, с другой — сгруппировать два направления бизнеса на двух юридических лицах, чтобы повысить эффективность и сконцентрировать внимание топ-менеджмента.
В намеченных планах удивительнее всего выглядит присоединение Ханты-Мансийского банка — опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка считают, что этот банк силен своим региональным брендом. У него сильная региональная розница, однако корпоративный портфель к региону не привязан. Корпоративный портфель Ханте-Мансийского банка постепенно передадут в Номос-банк, который станет ядром корпоративного блока.
Цель этого года для «Петрокоммерца», который закончил прошлый год в минусе из-за досоздания резервов по старым кредитам, – выход на операционную рентабельность.
Для того чтобы при ребрендинге не терять розничного клиента, который привык к названию «Ханты-Мансийский банк», в «Открытии» придумали специальную схему с использованием одним банком двух брендов. Обслуживание всех клиентов-физлиц в Западной Сибири (в Ханты-Мансийске, Тюмени и в других городах) будет проходить под брендом «Ханты-Мансийского банка». Во всех остальных регионах банк будет называться «Открытие», поскольку этот бренд более известен на территории страны. Подобным образом адаптируют названия с учетом региональной специфики многие другие европейские банки — к примеру, BNP Paribas.
У компании большие планы по повышению узнаваемости бренда, однако бюджет на эти цели еще не утвержден.
«Несмотря на внешнюю простоту такой «двухъядерной» структуры, ее создание, отладка взаимодействия внутри этих банков и внутри группы (в том числе с небанковскими активами группы) — сложная задача, требующая специфических компетенций менеджеров», — говорит аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков.
Прихода новых топ-менеджеров в корпорацию не ожидается. В компании считают, что нынешняя команда отлично справляется со своими задачами. Президентом и председателем совета директоров ХМБ «Открытие» станет Дмитрий Мизгулин, председателем правления ХМБ «Открытие» — Евгений Данкевич. Председателем правления «Открытие-Холдинга» будет основной акционер компании Вадим Беляев. Роль председателя совета директоров и президента «Открытие-Холдинга» отводится Рубену Аганбегяну. Президентом банка «Финансовая корпорация «Открытие» будет Дмитрий Ромаев, который в настоящее время возглавляет Номос-банк.