Ангела Меркель передает Белому дому четкое послание от немецкого бизнес-лобби: «Больше никаких санкций». Несколько крупнейших компаний Германии, включая BASF, Siemens, Volkswagen, Adidas и Deutsche Bank, выразили недовольство расширением экономических санкций против России, передает The Wall Street Journal.
Если не произойдет резкой эскалации конфликта на Украине, Германия вряд ли изменит мнение касательно наложения более жестких мер в отношении России. Ожидается, что именно эту точку зрения Ангела Маркель донесет до Барака Обамы во время встречи в Вашингтоне в пятницу. По мере развития кризиса немецкие чиновники все чаще стали получать телефонные звонки от высшего руководства компаний, в ходе которых менеджеры просили не делать шагов, которые могут навредить их бизнес-интересам в России, сообщили американскому изданию люди, знакомые с ситуацией.
До сегодняшнего дня западные санкции затрагивали отдельных людей и компании, но США настаивают на расширении санкций, что может затронуть целые секторы российской экономики.
«Лидеры немецкого бизнеса хотят донести лишь одну мысль: нужно сесть за стол переговоров и разрешить все мирным путем», — сказал на пресс-конференции в Берлине Экхард Кордес, бывший исполнительный директор Daimler, а ныне возглавляющий немецкую компанию Ostauschuss. CEO BASF Курт Бок, компания которого имеет тесные связи с «Газпромом», недавно призвал европейских политиков оценить последствия санкций и предупредил, что возврат к прежним отношениям часто бывает сложной задачей. «Эффективность бойкотов должны оценивать политики и историки, но у меня есть определенные сомнения», — заявил Бок в интервью Süddeutsche Zeitung.
Герберт Хайнер, CEO Adidas — компании, которая одевала советских атлетов, а сейчас имеет более 1000 магазинов по всей России — предположил, что Запад должен был приложить больше усилий, чтобы привлечь президента России к переговорам. «Нужно задаться вопросом, почему такой человек, как Путин, не был включен в процесс, вместо того чтобы ждать, пока станет слишком поздно», — сказал Хайнер.
В большинстве стран главы корпораций не вмешиваются в геополитику и вопросы национальной безопасности так активно, как это делают немецкие бизнесмены. У многих крупных предпринимателей из Германии налажены отношения с Россией, некоторые выстраивали сотрудничество десятилетиями, и они беспокоятся, что жесткие экономические санкции закроют им доступ на один из ключевых развивающихся рынков, в то время как их домашний рынок — Европа — находится в стагнации.
Такое положение дел приводит к сильному давлению на официальный Берлин со стороны бизнес-лобби.
Канцлер Германии не раз критиковала Россию за ее действия на Украине и предупреждала Кремль о серьёзных последствиях, в случае если курс Москвы не изменится. Тем не менее Ангела Меркель воздержалась от одобрения более серьезных санкций, предложив вместо этого ввести запрет на въезд в западные страны и заморозить активы людей, которые имеют тесные связи с Кремлем. «Меркель прибывает (в Соединенные Штаты. — «Газета.Ru»), зная, что ей предстоит тяжелая дискуссия с американцами», — заявил бывший посол США в Германии и помощник госсекретаря по европейским вопросам Джон Корнблюм.
Американские компании, у которых меньше поставлено на карту России по сравнению с их европейскими коллегами, выражают озабоченность по поводу дальнейших санкций более осторожно. Представители компаний предупредили Вашингтон, что, если санкции в отношении широких секторов российской экономики будут реализованы в одностороннем порядке, это может привести к тому, что представители российских отраслей, в которых сильно влияние государства, могут прекратить сделки с фирмами из США и открыть рынок для конкурентов из Европы, а также других стран. Представители бизнеса, к примеру корпорация IBM, призвали администрацию Обамы применить в отношении дальнейших санкций настолько многосторонний подход, насколько это возможно.
«Бизнес озабочен тем, чтобы подход к санкциям не стал фрагментарным. Если США [в этом отношении] будут идти впереди Европы, это не будет эффективным, — заявил Майрон Бриллиант, исполнительный вице-президент по международным делам Американской торговой палаты. — И мы обеспокоены тем, что можем сами попасть под ответный огонь».
Корпоративные отношения между Москвой и Вашингтоном включают крупные контракты Boeing с российскими авиакомпаниями и арктический проект Exxon Mobil с ОАО НК «Роснефть». На этой неделе США наложили санкции на главу нефтяной корпорации Игоря Сечина, а также на Сергея Чемезова, генерального директора государственной корпорации «Ростех», которая активно сотрудничает с Boeing. Представитель Exxon Mobil сказал, что руководство не собирается отказываться от плана по бурению в арктических водах России
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил, что администрация продолжает проводить «информационные беседы» с американскими компаниями касательно российских санкций. Белый дом призвал топ-менеджеров отказаться от планов посещения Санкт-Петербургского международного экономического форума, гостей которого с формальной точки зрения принимает Владимир Путин.
В четверг CEO и председатель совета директоров PepsiCo Индра Нуйи отменила свои планы по визиту на форум. Однако компания заявила, что это было связано не с политической ситуацией, а со сложностями в расписании, и что остальные руководители пищевого гиганта на встречу собираются.
Германия не одинока в своём нежелании применять более суровый санкции в отношении Москвы. Италия и Греция также против более агрессивной реакции, виной чему возможные последствия для их собственных экономик. По словам официальных лиц из Азии и стран Ближнего Востока, ближайшие военные союзники США, включая Японию, Египет и Израиль, предостерегают администрацию Обамы от шагов, которые могут разорвать связи Путина с Западом.
Но влияние Германии и ее экономический вес играют наиболее важную роль. Без поддержки Берлина попытки США ударить по России с помощью санкций и других мер будут ограничены.
Некоторые из 6200 немецких компаний — от таких промышленных гигантов, как Volkswagen, до небольших семейных производителей — завязаны на Россию больше, чем на все остальные страны ЕС, вместе взятые. Многие из этих компаний — как публично, так и в частном порядке — предупредили, что любые санкции, влияющие на торговлю с Россией, обернутся потерей десятков тысяч немецких рабочих мест и ударят по экономике Германии.
«Нет никаких сомнений, что в интересах Германии избежать экономических санкций», — сказал Клаус-Юрген Герн, сотрудник Института мировой экономики в Киле. По данным анализа, проведенного Герном, рост экономики Германии может снизиться на целых два процентных пункта, если против России будут применены жесткие санкции. Согласно нынешнему прогнозу, это может спровоцировать рецессию крупнейшей экономики Европы.
Разрыв торговых отношений с Россией может стоить Германии не менее 300 тыс. рабочих мест, сообщает немецкое правительство. Объем двусторонней торговли Германии с Россией относительно скромен, около €76 млрд в 2013 году, на долю России приходится около 3% немецкого экспорта. Но Германия получает из России одну треть своего газа и нефти. По словам Герна, последний пункт является наиболее критическим, поскольку потеря доступа к российской нефти сильно ударит по немецкой экономике.
Увеличение цен на сырье на $20 за баррель снизит рост экономики примерно на 1%, говорится в анализе института.
Многие крупные немецкие компании были активны в Советском Союзе и начали агрессивную экспансию в Россию и соседние с ней страны после развала СССР. Фокус немецкой промышленности на тяжелом машиностроении сделал ее подходящей для обслуживания обширного региона, нуждающегося в ускоренной модернизации. На саму Россию приходится довольно скромная, хоть и не несущественная доля общего дохода крупных немецких компаний. Но эти цифры не отражают важности России как растущего рынка.
Всего через несколько дней после присоединения Россией Крыма CEO Siemens Джо Кэзер посетил Путина в подмосковной резиденции и позировал перед камерами вместе с российским лидером. В то время как Ангела Меркель осудила действия России в отношении Украины, Кэзер охарактеризовал геополитический кризис как «временную турбулентность».
Одна из причин, по которой немецкие компании стали настолько активно высказываться о внешней политике Германии, в том, что домашний рынок перестал для них играть критическую роль. К примеру, Siemens получил от Германии менее 15% от €77 млрд общемировых доходов в прошлом году, от Америки же — 28%. Эта динамика привела к тому, что некоторые компании чувствуют себя намного менее обязанными собственному правительству, чем в предыдущие десятилетия.
«Вы имеете дело с глобальной немецкой промышленностью, которая едва идентифицирует себя с Германией, но в то же время использует эту идентификацию для собственной выгоды, ведя дела в таких странах, как Россия»,
— добавил Джон Корнблюм.
Deutsche Bank не слишком пострадает непосредственно от экономических санкций против России, но сопредседатель совета директоров банка Юрген Фитчен недавно предостерегал от принятия дальнейших мер против Москвы, утверждая, что экономический эффект от этого может быть более значительным, чем ожидает Запад.
Volkswagen, который считает Россию своим ключевым растущим рынком, также призывает воздержаться от поспешных решений. «Мы рассчитываем, что все — на Западе и на Востоке — будут разумно оценивать эту ситуацию», — заявил недавно CEO компании Мартин Винтеркорн. Усилия Ангелы Меркель по созданию единого немецкого фронта борьбы с Россией были также подорваны ее предшественником на посту канцлера ФРГ Герхардом Шредером.
Шредер является председателем дочерней компании «Газпрома» Nord Stream AG (занимающейся строительством и развитием трубопровода «Северный поток») и личным другом Путина. На этой неделе он отправился в Петербург на празднование собственного 70-летия. На фотографиях с мероприятия видно, как Шредер обнимает российского президента.
Несмотря на то что близость Шрёдера и Путина давно известна, такое поведение вызвало резкую критику со стороны немецкой общественности.
Званый вечер был организован Nord Stream, что в очередной раз подчеркнуло тесные связи между «Газпромом» и немецкими бизнесменами. Мероприятие посетили несколько руководителей крупных немецких компаний, в том числе представители газовой дочерней компании BASF — Wintershall — и немецкой энергетической корпорации E.ON, а также посол Германии в России и Филипп Мисфельдер, спикер министерства иностранных дел от правоцентристского блока Ангелы Меркель.