Среди членов и гостей Госсовета, прошедшего в понедельник в Кремле, было много загорелых лиц. И главы регионов, и министры, и депутаты демонстрировали шоколадный загар. Причем с уверенностью на 100% можно утверждать, что этот загар отнюдь не средиземноморский. Выезжать на свои виллы за пределы родины многие чиновники сейчас не рискуют, опасаясь расширения санкций со стороны ЕС. Возможно, загар у них был из Крыма, месяц назад ставшего российской территорией и Меккой для начальства всех уровней.
Самыми загорелыми были представители новых крымских властей. Открывая Госсовет, Владимир Путин первым делом представил собравшимся коллег из Крыма. Это полномочный представитель президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, Сергей Аксенов, врио главы Республики Крым, и Сергей Меняйло, временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя.
Новым начальникам Крыма Путин предложил незамедлительно втянуться в работу по развитию агропромышленного комплекса. Тем более что сам президент оценил успехи по развитию села скромной фразой: «Мы смогли добиться некоторых перемен по ряду направлений сельского хозяйства».
Конкретные факты, свидетельствовавшие бы об улучшении жизни села, Путин не назвал, предпочел дать ментальную оценку.
«Прекратились разговоры, что, мол, бесполезно вкладывать средства в сельское хозяйство, в село. Пресловутое словосочетание «черная дыра», мне кажется, уже, слава богу, ушло в прошлое», — сказал Путин.
Получилось, что в прошлое ушла черная дыра. Путин сразу поправился: ушло в прошлое словосочетание про черную дыру.
Из дальнейшего выступления Путина следовало, что сельское хозяйство — это иррациональная отрасль. Сколько туда денег ни закачивай, становится все хуже и хуже. Это такая отрасль, которая не поддается ни рыночным законам, ни законам планового хозяйства, если вспомнить времена СССР.
«Проблем на селе еще очень-очень много. Более того, есть немало мест, где жизнь словно остановилась, замерла. И речь не только об опустевших деревнях, но и о густонаселенных селах», — сказал Путин, добавив, что в одном и том же субъекте Федерации могут соседствовать и развивающиеся, и деградирующие хозяйства.
Российская деревня продолжает вымирать, признал президент. В 2000 году в сельской местности проживало 40 млн человек, сейчас — 37 млн. «Поселения, где живет до десяти человек, сейчас составляют около 24%», — добавил Путин.
Путин предложил разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий. Две предыдущие госпрограммы — по развитию агропромышленного комплекса и «Социальное развитие села до 2013 года» — результата не дали. А действующую федерально-целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» никто на Госсовете толком не анализировал. Выступающие предпочитали взывать к чувствам, а не к разуму.
Олег Бетин, глава Тамбовской области, выступавший первым после Путина, сразу же затронул в своем выступлении тему, далекую от госинвестиций, но оказавшуюся близкой всем участникам высокого собрания, включая Путина.
В начале апреля состоялся съезд депутатов сельских поселений, и там решали, как развивать сельское хозяйство, напомнил Бетин. Но ничего сгенерировать не удалось.
Впрочем, одна идея, она принадлежит главе Белгородской области Евгению Савченко, заслуживает внимания: «Государству следует поддержать желание многих россиян вернуться в родительский дом. Это касается не только уроженцев села, но и тех, кто родился в городах».
Эту идею — вернуться в родительский дом, к своим корням и возродить деревню собственными руками и деньгами — поддержал и министр сельского хозяйства Николай Федоров. Он даже нашел дополнительный аргумент в пользу этой идеи. «Нельзя не признать, что деревенская жизнь все-таки честнее и искреннее, чем иная, чем сформированная и не всегда продуманная урбанизация, которая сопутствует не только деформации окружающей среды, но и деградации нравов. Противостоит этим угрозам снова потенциал российского села», — сказал Федоров и призвал не скупиться на финансовую помощь аграриям.
Потом за эту же идею ухватился и развил ее до недосягаемых высот лидер ЛДПР Владимир Жириновский. С кремлевской трибуны он объявил о наличии у него общих корней с Наполеоном и Эйнштейном.
«Я изучил, Владимир Владимирович, у меня общие корни: Альберт Эйнштейн и Наполеон», — заявил Жириновский, сославшись на данные анализа, проведенного в американской лаборатории. Впрочем, его прямыми предками они не являются, уточнил Жириновский, но в целом, по происхождению, у них общие корни.
«Вы изучите, кто у вас, из какой вы семьи и рода», — предложил Жириновский участникам Госсовета и сообщил, что закончил свое выступление. «Спасибо, что не как Наполеон закончили», — заметил Путин.
Следующего оратора — лидера КПРФ Геннадия Зюганова — Путин встретил вопросом о его корнях. «Геннадий Андреевич, у вас какие корни?» — спросил Путин. «Зюгановка» — это сорт зимостойкой пшеницы, которая выращивалась испокон веков на Руси. Так что я ближе к крестьянам, чем к Наполеону», — с пафосом ответил лидер КПРФ.
Но на самом деле ближе всех к крестьянам оказался глава Самарской области Николай Меркушкин. Он напомнил, что устойчивого развития села невозможно достичь, если не улучшить демографическую ситуацию. Если верить Меркушкину, то в Самарской губернии сказка уже стала былью: здесь растет рождаемость. В прошлом году родилось на 4% детей больше, чем в 2012 году.
И начался устойчивый миграционный прирост. «Всегда из села уезжали, а сейчас, последние два-три года, в Самарской области идет миграционный прирост на селе. Такого не было даже в советские времена», — гордо сообщил Меркушкин.
Как оказалось, удивительные вещи происходят в самарской глубинке: и поголовье скота растет, и мясо летит на экспорт, и зарплаты сельских учителей выросли в 2,6 раза, и проблему очередей в детсады вот-вот закроют.
Кажется, Путин не очень поверил главе региона. Он сказал, что радоваться рано. В 40 регионах продолжается отток населения в города. И с этим надо что-то делать наконец. Предложение Жириновского вернуться к корням Путин оценил как заслуживающее внимания. Хотя и признал, что ему, к сожалению, неизвестны собственные генетические корни.
«Обращаться к специалистам из США тоже малоинтересно для меня, потому что неизвестно, чего они мне там напишут, и в лучшем случае основателем династии будет медведь. Но это самый лучший вариант», — сказал Путин не без усмешки.
Затем, уже серьезно, Путин сообщил, что ему достоверно известно из архивных документов: «Все мои предки с первой половины XVII века жили на территории Тверской губернии, сегодняшней Тверской области. И работали на селе, были крестьянами. Думаю, так же, как у подавляющего большинства здесь присутствующих. У подавляющего большинства. И поэтому нам небезразлично, что происходит на селе, как там люди живут», — добавил Путин.
Конкретные решения Госсовет не принял. Но жалобы и предложения губернаторов и депутатов было обещано учесть при составлении новой стратегии устойчивого развития села.