Экспорт шотландского виски в 2013 году составил более 1,2 млрд бутылок, что на 3% больше, чем в 2012 году, свидетельствуют свежие данные Ассоциации производителей шотландского виски (Scotch Whisky Association, SWA). Хотя в денежном выражении экспорт остается на том же уровне — порядка £4,3 млрд.
На экспорт виски приходится 85% продуктового экспорта Шотландии и около четверти экспорта всего Соединенного Королевства.
Чемпион по потреблению этого напитка — США. Экспорт виски в Соединенные Штаты в 2013 году оценивается в £820 млн — пятая часть всех продаж. Это 8-процентный рост по сравнению с 2012 годом и исторический рекорд.
Рекордным стал и экспорт виски в Индию — рост на 11,5%, до £69 млн. На 25% выросли поставки в Бразилию и Мексику, до £99 млн и £110 млн соответственно.
Лидерство по темпам роста потребления шотландского виски принадлежит Польши. Поставки в эту страну увеличились на 38% и составили £60 млн, что впервые обеспечило Польше место в двадцатке экспортных рынков виски.
Крепкий алкоголь в Польше традиционно представляла водка, которую научились там варить еще в XVI веке. Однако вступление в Евросоюз создало культурные и экономические условия для перехода на виски. По сравнению с 2004 годом (до вступления в ЕС) экспорт шотландского виски в Польшу увеличился в десять раз. «До того как они (поляки. — «Газета.Ru») стали частью ЕС, им приходилось платить импортную пошлину в 75% на виски и другой алкоголь, — говорит представитель SWA Розмари Галлахер. — После того как ограничения на торговлю были сняты, поставки в Польшу существенно увеличились».
Глава польской общины в Шотландии Марек Солейсяк считает, что популярность виски обеспечили поляки, переехавшие в Великобританию после интеграции Польши с ЕС. Вернувшись, они привезли с собой любовь к этому напитку, рассказал Солейсяк газете The Scotsman. Теперь, по его словам, виски стал важным культурным феноменом, чему способствуют виски-бары, в большом количестве открывающиеся в Польше.
«Раньше мы пили много водки, но теперь люди хотят попробовать что-нибудь еще», — комментирует он. «Знаю, шотландцы этого не одобрят, но по большому счету мы просто заменили водку на виски и пьем его точно так же, — признается Солейсяк. — Мы в Польше обычно пьем виски с колой».
Конечно, уточняет Солейсяк, поляки предпочитают дорогому односолодовому виски более дешевые смешанные сорта. Хотя в целом по миру растет потребление солодового виски — рост экспорта составил 5%, рекордные £820 млн.
Азия, напротив, равнодушна к шотландскому алкоголю. Сказывается как замедление экономического роста, так и государственное регулирование.
Поставки в Южную Корею и Японию упали на 15%, в Китай — на 30%, до £51 млн, из-за чего страна выпала из топовой двадцатки стран — импортеров виски (экспорт в денежном выражении).
В России тоже есть тенденция роста потребления виски, рассказал «Газете.Ru» председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Так же как есть тенденция сокращения производства водки: по данным Росстата, объемы производства водки в 2013 году упали на 12,3%. Это стало следствием политики повышения акцизов на алкогольсодержащую продукцию. «Но до того времени, как графики потребления виски и водки в России пересекутся, я точно не доживу», — шутит Добров.
«Потребление крепких алкогольных в мире постепенно растет, — отмечает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. — Логика распространения и потребления крепких спиртных напитков довольно проста: основными активными потребителями крепких напитков стали страны БРИКС, а также Мексика, Польша, Чили. В данных странах активно растут рынки потребления, что приводит к увеличению числа среднего класса, а значит, и благосостояния населения». Наиболее популярными напитками среди крепкого алкоголя, по словам Некрасова, являются виски, водка и бренди. «Виски стал входить в топ-3 популярных крепких алкогольных напитков еще в 2011 году, за счет импорта в Россию, Польшу, Бразилию, Мексику и Индию», — уточняет эксперт.